В последнее время в газетах (в частности, «Рахва Хяэль». 19 декабря 1990 года, статья депутата В.Лебедева) пишут много о социализме, об основополагающих его догмах. Хотелось бы на платформе марксистской же мифологии разъяснить один из ее основных постулатов, который неверно трактуют даже самые высокие чины КПСС.
В писаниях классиков марксизма-ленинизма приведен четкий водораздел между социализмом и капитализмом — частная собственность на средства производства. Если частная собственность запрещена, имеем дело с социализмом, если же разрешена, — с капитализмом. Исходя из этого, в Швеции и в Южной Корее (это примеры из статьи в «Р.Х.») никогда не было и нет даже «элементов социализма». Это чистейший капитализм в разных его формах и элементах. В СССР же, согласно классикам марксизма-ленинизма, все эти 70 лет существовал и до сих пор существует подлинный социализм, как он и был задуман — с запретом на частную собственность.
Собственность на средства производства является определяющим звеном экономики, базиса, который, в свою очередь, определяет все остальные сферы общественной жизни, надстройки. Частная собственность была всегда Злейшим врагом коммунизма — в ней видели корень мирового зла, самого дьявола. В уничтожении частной собственности надеялись найти ключ светлого будущего.
Идея ликвидации частной собственности на средства производства привлекала многих идеалистов-утопистов, начиная с Платона, который первым предложил модель социалистического государства и был сразу же готов. насильственно «осчастливить» своих сограждан, воплотить свою идею в жизнь. К счастью, местный тиран-правитель оказался на этот раз мудрее философа, он велел злоумышленника схватить и продать в рабство. Но идея социализма продолжала витать в умах идеалистов, пока не воплотилась 2500 лет спустя в России.
Основным изъяном всех идеалистических теорий от Платона до Маркса и далее, является то, что они придуманы, произвольны, они выведены из головы вместо того, чтобы вывести их из окружающего мира с помощью головы. Поэтому стремления воплотить эти теории всегда оборачиваются трагедией, насилием над миром и обществом. Они раньше или позже отвергаются практикой, самой жизнью.
Несостоятельность основного постулата марксизма понимают ныне даже некоторые наиболее смышленые руководители компартии. Делаются первые шаги к возрождению частной собственности. Это уникальное явление — коммунистическая партия и ее лидеры проводят по сути антикоммунистическую политику и в то же время клянутся в верности социализму и коммунизму. От социализма отказываются на деле, а не на словах. Отсюда такие уродливые выражения, как «социализм с человеческим лицом”, «демократический социализм” и т.д. Социализм никогда не был и по сути своей не может быть демократическим, ибо он не признает основную свободу человека — свободу на собственность, основу всех иных свобод, основу гражданского общества. Социализм может существовать только как тоталитаризм — на штыках и насилии, и непродолжительно, ибо не отвечает в принципе естественным структурам общества и препятствует его развитию.
МЕЭЛИК КАТТАГО. Ст. преподаватель Таллиннского педагогического института.
«Вечерний Таллинн»
7 января 1991 года