— … Вообще-то он ходил сюда учиться играть на скрипке. Но то, что происходило рядом, в нашей комнате, занимало его гораздо больше. И однажды он появился-таки на пороге. Во все глаза уставился на кукол и ширму — должно быть, они ему уже но ночам снились! Пересохшим голосом сказал: «Я тоже хочу… роль…»
«Можешь сыграть Крота, правда, он почти не говорит», — предложили ему. Он вздохнул. Других ролей все равно не было. Он согласился. ..О-о, это, знаете, очень важно: любить не себя в театре, а сам театр. Может быть, даже — самое важное. … Да, так Крот, по пьесе, действительно, был молчун. Зато с большим чувством должен был играть на скрипке. Так что Аго Саллер смог вложить в первую роль всю душу.
Совершенно верно: он теперь — актер драмтеатра имени Кингисеппа. Удивительно, но это почти всегда так: настоящими актерами вырастают как раз те из ребят, кому интересно делать решительно все, что нужно для спектакля, — учить роль, шить куклы, петь за сценой, прибирать после репетиций весь этот страшный ералаш…
Минуточку, извините.., Сейчас они закончат клеить своих индейцев и космонавтов, и начнем репетицию. Мы, знаете ли, даем на елке несколько спектаклей. Времени, вы понимаете, как всегда — «чуть-чуть не хватает»!
Здесь сейчас 17-я школа, третий класс. Тебе нечего делать, Магнус? Тогда, будь добр, приклей этому ВОЛКУ второй глаз тоже, кто-то про него забыл.
У вас, ты говоришь, фикус растет пряко в саду? Хм… Это комнатное растение.
Нет, Тойво, лучше не при. носи из дому настоящие листья от бабушкиного цветка, она очень огорчится. Вырежем их из бумаги. Вот так… Похоже, правда? А можешь придумать какие-нибудь другие…
Доброе утро, доброе утро… Двадцать четвертая школа! Что же вы явились на целых два часа раньше? Я же не смогу заниматься со всеми сразу.,.
Так… Пес, Буратино, Анне-почемучка! Вы уже за ширмой? Очень хорошо: итак, вы все — в гостях у Кота. Начали … Буратино, не забывай, что ты — первый озорник и всем ужасно мешаешь. Лучше, пожалуй, если ты постучишь в рояль прямо носом.
Минутку, дети: Пес совершенно лег на ширму, зрителям ничего не видно, а Кот говорит чересчур тихо. Повторим… Уже гораздо лучше. Еще раз повторим…
А сейчас репетируют космонавты. Кайдо, теперь твой голос очень бы пригодился. Зрители будут рады хоть что-нибудь расслышать.
Спасибо, повторим сначала…
Следующая репетиция у нас в среду, в одиннадцать часов. Да, в среду, в одиннадцать…
В среду…
В среду…
До свиданья.
До свиданья.
До свиданья…
… Нет, я не устала. Сегодня их пришло, правда, слишком много разом — трудно было всех занять.
Это, между прочим, младшие, старшие придут после обеда. О, у них уже обширный репертуар! Всего ребят? Наверное, 75. У нас, признаюсь вам, играют с увлечением даже одиннадцати-классницы. Да, да… Я не удивляюсь: такое уж это дело, театр.
Никогда, между прочим, не забуду: годами ходили к нам две девочки, тихони, совершенно, на мой взгляд, неталантливые. А я, по молодости лет, откровенно раздражалась: ведь только место занимают, уж шли бы в какой-нибудь другой кружок.
А потом они стали студентками — и все равно приходили к нам! Должно быть, для них самый запах театра казался прекрасным. Но это я уж потом оценила — бескорыстие их и любовь.
Ну, конечно, всякое случалось на работе, и грустное, и смешное. 20 лет стажа все-таки. Столько же, сколько и нашему кукольному театру. И все время вместе с нашей художницей Айно Югансон, без нее мы пропали бы. Юбилей праздновать? Знаете, решили подождать — когда стукнет 25.
… О, да, питомцев — множество. И знаменитых — тоже. Калью Комиссаров, режиссер «Таллинфильма». В 10 лет он у нас запомнился как замечательный Старый Воробей, и еще — как Лягушка. Минуточку, я вам ее достану. Он сам ее сделал. Храним до сих пор и предпочитаем всем новым. Прав. да, великолепная? Рот, кажется, так все время и квакает. А эти длинные зеленые ноги! А модные туфли на толстой «микропорке», как тогда носили…
.. Я вам долго могу их перечислять, талантливых наших «мальчиков» и «девочек» из нашего кукольного. Анне Маргисте. Теперь в Раквереском театре. Анни Креем — в ТЮЗе. Мадис Оя-маа и Тыну Аав — эти дружили, помню, с детства, водой не разольешь, даже клятву собственную придумали. Вместе и в первую нашу труппу записались. Мадис даже сам пьесу написал, «Больной тигр». Мы ее много раз ставили. Сами всю декорацию делали. Ребят в школу было не выгнать. Теперь Мадис — режиссер на киностудии, Ааво — заслуженный артист республики.
Есть среди наших кукольников выпускник ГИТЙСа, есть редактор Эстонского радио… А знаете, что характерно? Театру остаются верными почему-то, как правило, мальчишки…
… Нет, по специальности я не актриса. Певица. Окончила Таллинскую консерваторию. Потом во Дворце пионеров понадобился художественный руководитель. Я попробовала и — осталась: понравился «наш дом», как мы стали его называть, наша работа. Потом появился во Дворце и стал интересно ставить кукольные спектакли талантливый человек Хельмут Вааг. На время его отъездов я попробовала его заменять. Затем организовали у нас пионерский театр на настоящей сцене.
А куклы — куклы остались при мне!..
Нет, другой работы для себя я просто не мыслю. Не ушла бы ни за что. Что вы! Ну, если только выгонят…
… О, конечно, не забывают. Юбилей или праздник — наши «мальчики» и «девочки» всегда тут.
Даже те, кто не стал актером. У нас, кстати, есть один «выпуск», который сам себя называет: «ваши неудачные мальчишки». Все, представляете, стали инженерами, а один — капитаном! Очень хорошая была группа, из 17_й тоже школы. Изъездили с ними со спектаклями всю Эстонию, были в Риге, Сигулде, в Киеве. Ставили много, даже «Весну» Лутса. Они не актеры, но театр и для них, я думаю, — любовь на всю жизнь.
Ходят ли к нам их дети? Ну, они же еще малыши…
Но мы их ждем!..
* * *
Когда этот рассказ был записан, наш фотокорреспондент Ф. Ключик пришел в Таллинский дворец пионеров сфотографировать Сальме Вааг вместе с ее «труппой». Он увидел в руководительнице кукольного театра ту же голубоглазую, хруп, кую и добро-насмешливую женщину, которую знал, когда сам еще был пионером и завсегдатаем дворца. Сальме Вааг по-прежнему молода и неутомима. Все так же строго и неутомимо звучит ее неутомимый голос.
Театру очень повезло с ней. Как и ей — с театром.
А: ФАВОРСКАЯ.
НА СНИМКЕ: САЛЬМЕ ВААГ И ЕЕ ТРУППА.
«Советская Эстония»
Газета «Советская Эстония», 1 января, 1973 года.
(В настройках страницы, указанную дату опубликования, считать неправильной).
1971 г. — неверно. 1973г. — верно.