Небольшой фешенебельный ресторан на берегу спокойного южного моря. Сегодня он закрыт для обычных посетителей. Для своих друзей дает обед крупный сицилийский промышленник Фердинандо Ломунно. Вот он на веранде в их кругу, улыбающийся, самоуверенный. Кажется, ничто не сможет нарушить веселье этой небольшой компании сильных мира сего. Однако один посторонний человек все же сумел проникнуть в ресторан. Выстрел. Ломунно падает замертво на руки друзей…
Что ж, скажет читатель, еще одно убийство на Сицилии, еще одно свидетельство преступной деятельности мафии. Следует ли удивляться? Мы столько уже читали об этом, столько видели фильмов, что, пожалуй, и не было бы особых причин для удивления, если бы не одно обстоятельство. Убийца — комиссар полиции… Убитый — главарь мафии. И убийство Ломунно — последний шанс комиссара в борьбе против мафии, на стороне которой деньги, юстиция, власть. Фильм итальянского режиссера Дамиано Дамиани «Признание комиссара полиции прокурору республики», получивший на последнем международном Московском кинофестивале золотой приз,— яркий, убедительный рассказ о волчьей морали, царствующей в современном буржуазном обществе, о продажности его аппарата и органов правосудия. Дамиано Дамиани — один из интереснейших режиссеров Италии, стремящийся в своих картинах пристально проанализировать язвы современного итальянского общества. Итальянская пресса писала о нем как о «достойном продолжателе неореалистического кино в традиции Дзаваттини». Он снял картины «Скука» по роману А. Моравиа, «Влюбленная ведьма». Его фильм «День совы» посвящен драматической проблеме мафии. «Признание комиссара полиции прокурору республики» продолжает обличение мафии.
Фердинандо Ломунно (актер Артуро Доминичи), жестокий, бездушный мафиист,— не мелкий бандит, промышляющий на большой дороге. Он богатейший подрядчик, на содержании у которого мэр города, генеральный прокурор… На счету у Ломунно и его шайки немало темных дел, и убийств в том числе. Комиссару Бонавия (которого прекрасно сыграл американский актер Мартин Вальсам) известны преступления Ломунно, но всякий раз, когда Бонавия начинает расследование преступной деятельности подрядчика, на пути комиссара возникают непреодолимые преграды. Проступнин выходит победителем. Бонавия догадывается о том, что Ломунно покровительствуют сильные мира сего, что мафия проникла всюду, и в государственную администрацию тоже, но борьбу не прекращает.
Комиссар Бонавия — белая ворона среди стаи власть предержащих хищников, сотрудничающих с мафией. Он пытается боротьсл, он борется, но бессильный что-либо доказать, использует свой единственный шанс — совершает самосуд над Ломунно и сам гибнет в тюрьме, убитый уголовником.
Дамиано Дамиани ставит острую проблему, проблему больную не только для Италии, хотя кое-кто из западных критиков и пытается эту горькую и драматичную, картину свести всего лишь к обвинению одного из застарелых пороков итальянского общества.
В своей книге «Преступность в Америке» американский сенатор Кефовер пишет: «Невозможно преувеличить опасность, которая кроется в проникновении бандитов в законные сферы деятельности… Мы имеем массу доказательств того, как закоренелые бандиты захватывают контроль над законным бизнесом…
Бандиты искусно маскируют свои капиталы, вложенные в законные сферы деятельности, иногда через поверенных, иногда… заставляя респектабельных бизнесменов (оставим на совести Кефовера эпитет «респектабельные») служить им ширмой».
Кефовер пишет, что заведомые бандиты проникли в семьдесят различных отраслей, в том числе в фармацевтическую, хлебопекарную, кондитерскую, в торговлю пищевыми продуктами и в гостиничное хозяйство. Игорные дельцы выполняют политико-экономическую функцию тайного источника финансирования крупнейших местных политических организаций.
Американский профессор социолог Даниэль Белл писал: «То обстоятельстве, что мир американского бизнеса оказался, особенно с начала XX века, подобен джунглям, нашло свое выражение в методах бизнеса, практикуемых низкопробными гангстерскими элементами…».
Но напрасно взывали отдельные смельчаки к администрации, требуя начать организованную борьбу с коррупцией л мафией. На деятельность мафии, как только она выросла из детских штанишек взломщиков и мелких бандитов и объединилась с бизнесменами, просто закрывали глаза.
Руководитель ФБР Гувер, например, по сообщению журнала «Ньюсуик» (10 мая 1971 года) утверждал, что мафии в США вообще не существует. Однако очень скоро ему пришлось признать ее существование. Деятельность мафии в США, ее связи с крупным капиталом приобрели катастрофические размеры. «Это было очень трудно для Гувера,— заявляет один бывший работник министерства юстиции.— Ему неожиданно пришлось признать существование мафии и тем самым вызвать малоприятные для него вопросы о том, где он был до сих пор. Но даже после этого он не очень охотно направлял своих людей для участия в борьбе против «организованной преступности» (журнал «Ньюсуик», 10 мая 1971 года)». Еще бы! Агенты требовались Гуверу для борьбы с прогрессивной общественностью, с теми, кто выступает за мир!
Последние годы дали много талантливых, ярких картин, обличающих беззаконие и коррупцию буржуазного мира, ставящих острейшие политические и социальные проблемы. В них показывается, что люди, призванные быть на страже закона, прибегают ко лжи и подкупу, к шантажу и убийствам для того… чтобы правосудие не восторжествовало, чтобы закон не выполнялся. Эти фильмы убеждают нас в том, что в этом безумном, безумном мире куплено все — администрация, суд, прокуратура, молчит запуганный гангстерами и мафией обыватель. В том, что сомкнулисв в своих интересах, оказались рядом стоящие на самом верху социальной лестницы акулы большого бизнеса и самые подонки общества — рэкетиры и грабители, убийцы и воры. Фильм Дамиани — яркое тому подтверждение. А можно еще вспомнить картины «Убийцы именем порядка» одного из старейших и талантливейших французских режиссеров Марселя Карне, «Прохиндей» Клода Лелюша, «Домик среди деревьев» Рене Клемана, «Следствие о гражданине выше всяких подозрений» Элио Петри и многие другие.
В. АЛЕКСАНДРОВ
«Человек и закон»