В начале декабря 1921 года, в самый разгар суровой северной зимы из Охотска в Якутск вышли 150 рабочих и красноармейцев. Они вынуждены были покинуть захваченный белобандитами Охотск.
Люди шли пешком, без тёплой одежды и обуви, без продуктов и боеприпасов. Белогвардейцы преследовали их. Участник и историк гражданской войны Виктор Ильич Бин писал: «Белобандиты есаула Бочкарева и Яныгина… проявили храбрость лишь при погоне за отступающими охотчанами, когда рубили шашками и расстреливали полузамерзших, обессиленных, голодных людей».
На станций Аллах-Юнь белогвардейцы после продолжительного боя захватили 17 обмороженных полуживых красноармейцев и учинили над ними кровавую расправу. Такую же чудовищную расправу яныгинцы учинили на станции Юдома-Крестовская. Здесь они расстреляли и трех женщин — коммунисток Ситникову, Полыгалову, Волошину.
Группу Льва Борисовича Альперовича уничтожили на станции Атарджах, всего в 30 километрах от реки Алдана. Из всего отряда удалось чудом спастись только Екатерине Нарициной которая потом рассказала о трагедии охотских коммунаров.
На старинном тракте в неравной борьбе погибла вся группа, выполнив до конца свой революционный долг.
И вот спустя 50 лет Комсомольцы Усть-Майского района по инициативе РК ВЛКСМ и Якутского обкома ВЛКСМ поставили обелиски на станции Аллах-Юнь, где погибли 17 бойцов за Советскую власть в Якутии, и в местечке Халтытан на реке Анче, в 80 километрах от поселка Аллах-Юнь, где погибли 25 бойцов Красного охотского отряда, попавших в засаду.
В этот поход Усть-Майский райком комсомола отобрал комсомольцев, лучших производственников района.
Л Рукин.
Якутская АССР.
«Комсомольская Правда»