БЕСЕДЫ О СПОРТЕ: Как «болели» в Древней Греции?
НАША очередная беседа о спорте не со знаменитым чемпионом, и не с известным тренером, а… с филологом.. Юрий Владимирович Шанин — доцент кафедры классической филологии и общего языкознания Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко. Его научная специальность — агонистика…
— Что такое агонистика? Видите ли, древние греки не делали резкого различия между поэзией, музыкой и спортивными занятиями,— поясняет Ю. В. Шанин.— Искусства и спортивные зрелища древней Эллады объединены понятием «агонистика», которое произошло от слова «агон». Это слово означало у древних греков состязание. Любое — поэтическое, музыкальное или спортивное.
Теперь вы понимаете, что выбор собеседника не случаен. Вас увлекают спортивные состязания? Вы получаете эстетическое наслаждение от игры мастеров футбола или баскетбола? Вы не устаете любоваться пружинным бегом спринтера и безупречными движениями гимнаста? Вы поражены безграничной популярностью спорта, собирающего миллионные аудитории зрителей? Если так, то вам, конечно же, захочется заглянуть в глубины веков, чтобы попытаться понять, как и почему возник спорт и почему олимпийские игры древних эллинов много веков спустя были возрождены.
— Итак, в те далекие времена спорт и искусство были очень близки?
— В Элладе каждый известный писатель или поэт почитал за честь воспевать спорт. Пиндар, один из самых: знаменитых древнегреческих лириков. – Он жил в пятом веке до нашей эры, — все своё творчество посвятил спорту. Он сочинял эпиникии — оды в честь чемпионов.
Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл «хромым» и того, не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать.
История сохранила для нас имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали термину «гармоничный человек». Пифагор, теорему которого все мы усердно учили в школе, был могучим кулачным бойцом. И кроме чертежей и геометрических инструментов, в доме великого математика хранились и древние спортивные принадлежности. Отец медицины — древнегреческий врач Гиппократ считался весьма заметной фигурой среди эллинских борцов и наездников. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Бврипид.
— Что касается искусства Древней Греци, то его шедеврами человечество не устает восторгаться. А древнегреческий спорт? Создал ли он свои «шедевры»? И можно ли сравнить достижения героев древних олимпиад с результатами современных атлетов?
— Не всегда… Часто эллины пользовались примитивными приборами, вроде водяных часов. И все же… В музее Олимпии хранится большой камень размером 68 X 39 Х ЗЗ сантиметра. Он напоминает гигантскую каменную гирю. Вес «гири» —143 килограмма. На камне надпись: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Атлет, носивший это имя, жил в шестом веке до нашей эры, а современник Бибона Евмаст, силач с острова Санторин, оторвал от земли каменный блок весом в… 480 килограммов. К сожалению, достижения древних спринтеров зафиксировать было никак нельзя. Разве что метафорами… По свидетельству древнегреческого писателя и путешественника Павсания, спартанец Ладас якобы так быстро бегал, что… не оставлял на песке следов.
Но мы можем, например сравнить результаты часового бега. Лучшие современные марафоны пробегают за час чуть более 20 километров. Лучшие бегуны Эллады — 19,5—19,8 километра.
— Да, но ведь самый первый марафонец, как известно, умер, тогда как современные бегуны…
— Да, этот факт общеизвестен. Когда афиняне, борясь за свободу, разбили персов у Марафона, лучший бегун из войска Мильтиада — Фидия-пит пробежал с поля боя до центральной площади Афин, крикнул «Мы победили!» и упал замертво. Но мало кто знает, что накануне афиняне посылали Фидиппи-та в Спарту за подмогой. Вернувшись, он участвовал в битве и был ранен. И тем не менее побежал в Афины сообщить радостную весть. За сутки Фидиппит пробежал более двухсот километров!
— Интересно было бы узнать о самых первых олимпийских чемпионах…
— У олимпийских игр древности были свои герои. Известный кулачный боец Феаген, участвуя только в наиболее популярных состязаниях, был награжден 1400 (!) венками. Если предположить, что в течение года боец выступал в состязаниях не менее 40 раз, а это вполне допустимо, то легко подсчитать: Феаген побеждал соперников в течение 30 лет!
— Как чествовали в древние времена победителей? Мы уже знаем, что о них слагали эпиникии, что их венчали лавровыми венками. Но вот современная традиция — награждать атлетов кубками или другими ценными призами — возникла сама по себе или уходит корнями к истокам олимпиад?
— Победитель древних олимпийских состязаний — олимпионик, — удостаивался различных наград: ему вручали золотой треножник или амфору с розовым маслом, шерстяной плащ или щит. Но выше награды, чем оливковая ветвь, срезанная золотым ножом, для победителя не существовало.
А вот как встречали олимпийского чемпиона в родном городе. Его несли на руках через пролом в городской стене. Считалось, что город, в котором живет олимпийский чемпион, не нуждается в крепких стенах: всесильный атлет способен взять под защиту соотечественников. Победителям олимпиад предоставлялись: пожизненный пансион, самые почетные места в цирке и театре, а на поле боя — право сражаться в первой шеренге…
Олимпиоников, правда, не только носили на руках, но и сурово карали, если они пользуясь современным выражением, «нарушали спортивную этику». Когда бегун Астил из города Кротона, одержав победу на олимпиаде, вдруг объявил себя сиракузянином (разумеется, не бескорыстно), кротонцы немедленно постановили: дом Астила превратить в тюрьму, а статую атлета, которую воздвигли в честь его предыдущих побед, разрушить. Еще более сурово покарали соотечественники критянина Сотада. Победив на 99-х олимпийских играх в длинном беге, он, подкупленный эфесской общиной, объявил себя гражданином Эфеса. Возмущенные до предела критяне приговорили изменника к вечному изгнанию. Лишь через много лет, уже будучи седым стариком, бывший олимпионик вымолил наконец прощение у сограждан и вернулся на родину.
—Ну, а организация состязаний, атмосфера древних стадионов? Многим ли отличалась она от нынешней?
— Олимпийский стадион был для олимпийцев средоточием культуры. Поэты приходили сюда, чтобы прочесть зрителям свои новые поэмы, художники и скульпторы демонстрировали тут свои творения. Известно, что историк Геродот впервые прочел свои произведения именно на стадионе…
Необходимость же в блюстителях порядка на стадионах была и в те времена… Специальные надсмотрщики не позволяли активным болельщикам слишком громко кричать. Запрещалось, например, вслух обсуждать шансы соперников, и, если кто-либо позволял себе громкое высказывание по поводу возможного исхода спортивных состязаний, его тут же, на глазах у всех, подвергали наказанию палками.
— Да, выходит, немало известно об античном спорте…
— Нет, к сожалению, мало. До сих пор, к примеру, не разгадана тайна древнегреческого прыжка в длину. Если верить записям на мраморных плитах, атлет Фаилл прыгнул на расстояние, равное почти… 16 метрам, почти вдвое дальше, чем Р. Бимон, полет которого на Олимпиаде в Мехико считается фантастическим. Ученые уже не раз убеждались, что древнегреческие надписи в подавляющем большинстве случаев документально точны. Что это был да прыжок?
Есть также предположение» что греки высекли на мраморе сумму двух или даже трех прыжков. И подобных загадок немало.
Но исследования продолжаются, и, думаю, в скором времени мы узнаем много нового о древнегреческом спорте.
Киев.
Беседу вел Д. АРКАДЬЕВ.
«Комсомольская Правда»