РЕПОРТАЖ ИЗ ДЕЛИ: РЕВЕТ сирена. Всем предлагают отойти от бункера на безопасное расстояние. Идет отсчет времени: десять секунд, девять, восемь… одна—СТАРТ! Взрыв, и оглушающе-шипящий гул сгорающего порохового заряда. Черное облако дыма повисло над голубым Аравийским морем. Ветер рассеивает серый дым, окутавший листву пальм. В центре космических исследований Тхумба, неподалеку от столицы индийского штата Керала, идут испытания пороховых ракетных двигателей.В Тхумбе метеорологические ракеты запускают каждую среду в 7.30 вечера. Точно в это же время ракеты такого же типа уходят в верхние слои атмосферы с советских стартовых площадок, в том числе со станции «Молодежная» в Антарктиде. Так осуществляется совместная советско-индийская программа метеорологических исследований. Вот уже больше семи лет взлетают с кромки юго-западного побережья Индии метеорологические ракеты советского производства. С полигона Тхумбы их уже Запущено несколько сотен. Данные, полученные в результате полетов, позволяют за трое суток предсказывать приход, муссонов. Станция Тхумба особенно ценна тем, что расположена практически на геомагнитном экваторе. Сверка результатов дает важные сведения для прогноза погоды и советским метеорологам.
Космический центр в Тхумбе, названный в честь выдающегося индийского ученого Викрама Сарабхаи, — один из четырех космических центров Индии. Он занимает участок в 300 гектаров. Помимо метеорологического зондирования, рассказывает директор космического центра доктор Брахам Пракаш, этот объект проводит широкую программу научных исследований различных слоев атмосферы, а также астрономических исследований. Центр занят разработкой ракеты-носителя для запуска индийского искусственного спутника Земли собственными силами. Запуск намечен на середину 1979 года.
А неподалеку от здания космического центра советские инженеры москвич В. В. Дмитриев и волгоградец А. А. Турцаков монтируют советское радарное оборудование для сопровождения метеорологических ракет. Специалисты они опытные, с большим стажем. К примеру, В. В. Дмитриев и на
«льдинке плавал» в Арктике, и на станции «Молодежная» в Антарктиде работал.
В Бангалуре, столице штата Карнатака, утопающем в зелени городе с удивительно чистым, прохладным, напоенным ароматом цветов воздухом, мы посетили Индийский институт науки. Это один из старейших и крупнейших научно-исследовательских и учебных центров страны, основанный в начале нынешнего века. Ученые института вместе с советскими коллегами сотрудничают в области электрохимии, энергетики, физики низких температур, электроники и в других сферах естественных наук. С помощью Советского Союза при институте в 1969 году была создана школа автоматики, где проходят обучение и занимаются научной работой сотни индийских специалистов по системам автоматического управления и контроля.
Запуск с помощью советской ракеты-носителя индийского спутника Земли «Ариабата» — наглядный пример крепнущего плодотворного сотрудничества между двумя странами в области науки и техники.
Интересной была беседа с Г. Раджу, руководителем научно-технического центра, занимающегося проблемами высоких напряжений. Д-р Г. Раджу побывал в Институте высоких температур в Москве и в Академгородке Новосибирска. Он знакомился, в частности, с работой, проводимой советскими учеными в области магнитогидродинамики. «Это направление науки получило большое развитие в СССР, — говорит он. — Советский Союз располагает замечательными научными кадрами. Общение с ними дает много ценного индийским ученым».
В старинном городе Майсур, недалеко от Бангалура, жизнь течет неторопливо. Роскошные дворцы магараджей, воловьи упряжки с огромными, выше человеческого роста, деревянными колесами, несколько промышленных предприятий, из которых майсурцы особо почитают фабрику сандалового масла. Из корней и сердцевины сандалового дерева, измельченных в порошок, здесь извлекают этот ценнейший для парфюмерной промышленности продукт. На десятикилограммовых жестяных банках с готовой продукцией красные наклейки: «Москва». Только в прошлом году Советский Союз закупил в Индии две тонны сандалового масла.
СНОВА мы в штате Керала, в одном из самых малых по площади штатов Индии. На карте он выглядит как узкая полоска земли, зажатая между Аравийским морем и хребтами Западных Гатов.
Город Кочин. В порту стоит на разгрузке советское судно «Константин Паустовский». Неподалеку от порта, на судостроительном заводе, строится сухогруз «Раки Палмини». В цехе заготовок режут по разметке стальные листы для корпуса судна. Кислород для резки и сварки подается с установки советского производства.
В Аллеппи на фабрике, где делают маты и ковры из копровой пряжи (волокно, добываемое из оболочки кокосового ореха), пакуются тюки с адресом покупателя — «СССР». В Квилоне, откуда для нашей кондитерской промышленности поставляются орехи кэшью, управляющий директор государственной корпорации штата Керала по развитию производства кэшью Г. К. Паниккар выразил глубокую признательность Советскому Союзу за доброе, дружеское отношение к Индии, за огромную помощь, оказанную советским народом Индии в ее экономическом развитии. В частности, Г. К. Паниккар считает, что импорт кэшью Советским Союзом — жизненно важное подспорье для осуществления программ его корпорации и очень важен для обеспечения работой тысяч людей в округе Квилон.
В Керале с большим удовлетворением восприняли весть о предстоящем визите в Индию Председателя Совета Министров СССР товарища А. Н. Косыгина. Визит расценивается здесь как новое подтверждение нерушимости уз дружбы и сотрудничества между нашими странами.
Недавно в столице Кералы-городе Тривандраме прошла двенадцатая всеиндийская национальная конференция Индийско-советского культурного общества. В ней приняло участие более двух тысяч делегатов практически от всех штатов Индии. Видные общественные и политические деятели страны, министры, деятели искусства, активисты отделений Индийско-советского культурного общества (таких отделений в Индии около двух тысяч) подвели в Тривандраме итоги минувших десятилетий советско-индийского сотрудничества, ставшего одним из важных факторов укрепления экономической независимости Индии и ее международных позиций. На конференции обсуждались пути дальнейшего укрепления взаимообогащающих экономических, научно-технических, торговых и культурных связей, принесших столь много доброго индийскому и советскому народам.
На самой границе Кералы со штатом Карнатака, в излучине реки Аралам, лежат земли центральной государственной фермы. Чего только нет здесь — кокосовые пальмы, бананы, тапиока, кэшью, каучуконосная гевея, имбирь, черный перец, сладкий картофель, гвоздика.
Создано это крупное хозяйство с помощью советской техники. Советские машины ровняли участки, вырубали террасы для полей, бурили ямы для посадки деревьев, пахали землю. И сейчас машины и механизмы с маркой «Сделано в СССР» надежно работают на полях Индии.
ПУТЬ наш пролегал в стороне от крупных промышленных строек Индии, которые осуществляются с участием Советского Союза. А в это время в Бокаро и Бхилаи варилась сталь, по рольгангам плыли раскаленные докрасна листы проката. В Бхакре и на других электростанциях советские агрегаты давали ток для индийских заводов, полей и жилых домов. По дорогам штата Ассам шли автотанкеры с нефтью, разведанной советскими геологами и добытой с помощью советского оборудования. На другом краю страны, в штате Гуджарат, безупречно работал нефтеперегонный завод. Советские экскаваторы загружали в самосвалы тонны угля на шахтах в штате Бихар. В городах Хайдарабад и Ришикеш на заводах, построенных с помощью СССР, упаковывались, драгоценные килограммы лекарственных препаратов. В Бомбее, Калькутте и Мадрасе у причалов швартовались советские суда…
Широко и многогранно советско-индийское сотрудничество. В его размахе убеждаешься еще раз, совершая поездку по городам и селениям, расположенным далеко на юге Индии.
И. КОВАЛЕВ,
соб. корр. «Известий»..
Газета «Известия», 3 марта, 1979 года.
(В настройках страницы, указанную дату опубликования, считать неправильной).
1969 г. — неверно. 1979 г. — верно.