Skip to content

экспериментальный канал связи из 1972 года, в 2022-й.

  • Тридцать лет спустя "КЗ" Вторая страница
  • Кирпич с узором "СЭ" ТАСС и ЭТА
  • «Мы хлеб печём» "ПД": Третья страница
  • Начало марта "ИЯ" Четвертая полоса
  • 18 декабря в Кремле состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС "ТЗ" Первая страница
  • Животноводство — основная отрасль. Зелёный корм круглый год. "СЭ" Вторая страница
  • Широкое одобрение "МЭ" Третья страница
  • Песня веснянки "ИЯ" Четвертая полоса

«Врачебное дело» Л.А. Новиковой

Posted on 01.01.197203.02.2013 By ENSV Комментариев к записи «Врачебное дело» Л.А. Новиковой нет

КОММЕНТАРИИ ЮРИСТА: Медицинские   работники,  представители самой гу­манной на земле профессии, окруженной, по выражению К. Маркса и ф. Энгельса, «свя­щенным ореолом почетной че­ловеческой   деятельности», пользуются в нашей стране всеобщим признанием и заслу­женной любовью. Забота об охране жизни и здоровья насе­ления, как известно, постоянно находится & центре внимания Коммунистической партии и Советского  государства.

Об этом красноречиво свиде­тельствуют и решения XXIV съезда КПСС, и Основы законо­дательства СССР и союзных республик о здравоохранении, в которых сказано, что систе­ма охраны здоровья в СССР яв­ляется одним из величайших завоеваний   социализма.

Не случайно, поэтому в на­ших условиях каждый случай привлечения к судебной ответ­ственности врача или иного ме­дицинского работника за не­надлежащее оказание им по­мощи больному становится предметом живейшего обсуж­дения, привлекает внимание широкой   общественности.

Особую остроту приобретают такие случаи, когда тот или иной медицинский работник незаконно и необоснованно привлекается к уголовной от­ветственности.

И хотя такие случаи очень редки, они тем не менее все же  имеют  место, со  всеми  вытекающими из них отрицатель­ными   последствиями.

Об одном таком случае и рассказывается в судебном очерке Владимира Любовного «Беда    не   делится    пополам…».

Прежде всего следует заме­тить, что решение вопроса об уголовной ответственности вра­чей и других медицинских ра­ботников за преступно-ненад­лежащее выполнение своих профессиональных обязанно­стей представляет немалые трудности.

Это объясняется в значитель­ной мере спецификой врачеб­ных действий, все разнообра­зие которых нередко не под­дается точной регламентации в официальных инструкциях и приказах.

В связи с этим не могут не возникать определенные за­труднения и при правовой оценке различных нарушений медицинскими         работниками своих профессиональных обя­занностей.

Не случайно в медицинской и юридической литературе и практике с давних пор и по сие время так называемые «врачебные дела» служат пред­метом оживленных дискуссий, разноречивых высказываний и не всегда единодушных реко­мендаций.

Что греха таить, в следствен­ной и судебной практике во­просы «неправильного враче­вания» также иной раз реша­ются,  к  сожалению,   не  всегда без ущерба для законности. Однако, несмотря на сложность и специфику таких дел, все они должны получать в уголов­ном судопроизводстве правиль­ное и единообразное разреше­ние и, разумеется, не иначе, как в рамках закона и на ос­новании закона.

Следователи, прокуроры и судьи так же не имеют права на юридическую ошибку, как и медицинские работники на ошибку врачебную. И те и дру­гие ошибки, помимо всего ос­тального, нередко влекут тяже­лые и не всегда поправимые последствия. Вот почему тако­го рода ошибки не только не­желательны и недопустимы, но при определенных условиях даже преступны и, стало быть, уголовно  наказуемы.

В нашу задачу не входит разбирать все вопросы, отно­сящиеся к столь важной и сложной проблеме, тем более что некоторые из этих вопро­сов все еще не получили ис­черпывающего и бесспорного разрешения в науке и прак­тике. Вернемся поэтому к су­дебному очерку и попытаемся прокомментировать с юриди­ческой точки зрения действия врача.

Мне представляется, что сле­дователь недостаточно квали­фицированно произвел рассле­дование  по данному делу.

Прежде всего, он некритиче­ски отнесся к заявлению ма­тери  пострадавшего.

После гибели сына она ста­ла утверждать, что это случи­лось «через операцию» и что врач Л. А. Новикова по «своей неумелости погубила его… ле­чила неправильно». Нетрудно понять в данном случае горе матери в связи с трагической и   нелепой   смертью   ее   сына.

Однако прокурор и следова­тель не должны были прини­мать опрометчивые решения под влиянием тяжелых пере­живаний матери. Их обязан­ность состояла в том, чтобы скрупулезно, со всей тщатель­ностью, не спеша, объективно разобраться во всех обстоя­тельствах дела, достаточно сложного, чтобы пренебрегать любыми, даже незначитель­ными, на первый взгляд, воз­можностями в поисках истины. К сожалению, следствие не во всех вопросах разобралось так, как   это   требовалось.

Нельзя сказать, что у про­курора не было повода для возбуждения дела против вра­ча.

Ограничиться предваритель­ными выводами ведомственной врачебно-контрольной комис­сии прокурор и следователь, разумеется, не могли, а после­дующая судебно-медицинская экспертиза усомнилась не толь­ко в добросовестности Новико­вой, но и в ее возможностях квалифицированно произвести сложную операцию. Более того, эксперты, подтвердив экстрен­ную необходимость операции, вместе с тем признали, что врач действовала чрезмерно поспешно и даже допустила какую-то техническую ошиб­ку, в результате которой от большой потери крови насту­пила смерть больного. При на­личии таких заключений све­дущих лиц следователю не ос­тавалось ничего другого, как продолжать расследование.

Но не следовало спешить с выводами.

Следователь, ничтоже сумняшеся, посчитал выводы экспер­тов за «готовый приговор» и недолго думая закончил след­ствие.

Дело при этом не столько в том, что следователь не глу­боко вник в отношения между сотрудниками больни­цы. Показания медсестры За­мятиной не проливали света на непосредственные          причины смерти больного, которые сле­дователь не потрудился выяс­нить, акцентировав свое вни­мание на установлении непра­вильных медицинских действий оперировавшего врача.

Автор очерка правильно об­ращает внимание на то, что следователь недостаточно кри­тически отнесся к заключению экспертов и, несмотря на су­щественные разноречия этого заключения с выводами вра­чебной комиссии, не прибег­нул к помощи компетентного арбитра. Следователь даже не поставил перед экспертами во­прос, имевший решающее зна­чение,— было ли наступление смерти неизбежным независи­мо от безупречного производ­ства операции. Только в ходе судебного разбирательства этот пробел был восполнен. Суд, тщательно исследовав все ма­териалы дела, установил, что врач Новикова не могла совер­шить невозможное — вылечить неизлечимого!

На суде выяснилось со всей очевидностью, что в связи с исключительными обстоятель­ствами, требовавшими срочной операции, Новикова пошла на вполне оправданный врачеб­ный риск производства слож­ной операции своими силами, несмотря на недостаточный хи­рургический  опыт.

Промедление в производстве операции    таило   periculum in mora  — серьезную опасность и граничило с преступным без­действием. Врач Новикова му­жественно взяла на себя ответ­ственность за исход операции, понимая, что исполнить свой долг иногда бывает тяжело, но еще мучительнее — не испол­нить  его.

Новикова могла так пред­ставлять себе дело, ибо неиз­бежность смерти больного не была для нее в то время оче­видной.

Никто, разумеется, не ограж­ден от возможности допустить ошибку. В данном случае Но­викова профессионально безу­пречно произвела операцию и не допустила никакой медицин­ской  ошибки.

Именно такую оценку опера­ции дал профессор Рудин, мне­ние которого впоследствии восторжествовало и на суде. Иными словами, врач Новико­ва не допустила никаких про­счетов, которые находились бы в прямой причинной связи со смертью  больного.

Если бы даже какое-либо упущение и возможно было инкриминировать Новиновой, то и в этом случае она не под­лежала уголовному наказанию, там как наступление смерти было неотвратимым из-за не­совместимых с жизнью травм. Исходя из данных судебного следствия и руководствуясь за­коном, суд обоснованно и спра­ведливо постановил по делу оправдательный приговор.

Мне приходит на память муд­рое изречение древних: «Хоро­шо быть строгим, лучше быть добрым, а еще лучше быть справедливым».

 

П. КУДРЯВЦЕВ,

член коллегии

Прокуратуры СССР,

государственный советник

юстиции  I класса

Человек и Закон Tags:Человек и закон, Человек и закон - 1972

Навигация по записям

Previous Post: «Электронный судья» — реальность или вымысел?
Next Post: Беда не делится пополам…

Related Posts

  • Явка с повинной Человек и Закон
  • Встать! Суд идёт! Человек и Закон
  • Зарубежная мозаика Человек и Закон
  • Информация… Информация… Информация… Человек и Закон
  • Экономический эффект права Человек и Закон
  • Беда не делится пополам… Человек и Закон

More Related Articles

Пути и приключения криминалистики Человек и Закон
Правовой университет Человек и Закон
Зарубежная мозаика Человек и Закон
Декрет о страховании на случай болезни Человек и Закон
Экономический эффект права Человек и Закон
Явка с повинной Человек и Закон

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Наше всё:


Железные призраки прошлого: от Altair 8800 до Pentium 200.
Музей, описания, форум для владельцев, софт.



Статистика


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Далеко ли до Таллина?

Таллин: Переулки городских легенд

Газеты в Архиве:

Газета

Газета

Газета

Газета

Газета

Газета

Журнал

Газета

Газета

Газета

Газета

Газета

Газета

Разделы газетные

Архивы

  • Май 2016
  • Май 1972
  • Апрель 1972
  • Март 1972
  • Январь 1972
  • Декабрь 1971
  • Август 1971
  • Март 1971
  • Февраль 1971
  • Январь 1971
  • Апрель 1970
  • Март 1969
  • Май 1968
  • Январь 1964
  • Июнь 1963
  • Январь 1963
  • Ноябрь 1962
  • Май 1945
  • Апрель 1943
  • Апрель 1942
  • Май 172

Их нравы:

Архив по числам

Январь 1972
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
« Дек   Мар »

Их нравы:

Свежие новости

  • В Президиуме Совета министров ЭССР 30.05.2016
  • Поддерживаем, одобряем 31.05.1972
  • Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 30.05.1972
  • Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки 30.05.1972
  • Отъезд из Москвы Президента США Р. Никсона 30.05.1972
  • Прием в Кремле 30.05.1972
  • Беседа Л. И. Брежнева с Р. Никсоном 30.05.1972
  • Москва-КАМАЗ 30.05.1972
  • Подписание совместного советско-американского документа 30.05.1972
  • Студенческая планерка 30.05.1972

Ещё метки

1944 1945 1972 1979 1982 1984 1991 А.Н.Косыгин АТЛАС-72 Брежнев Визит президента Соединённых Штатов Америки Война в Индокитае Вьетнам ГДР Десант у Мерекюла Индокитай Л.И. Брежнев Мир восьмидесятых Монголия ПОХОРОНЫ ЛЕОНИДА ИЛЬИЧА БРЕЖНЕВА По Стране Советов Р.М. Никсон США ФРГ Фотохроника ТАСС Человек и закон Человек и закон - 1972 ЭССР визит президента США война всеобуч новые возможности строительства переговоры о переговорах победа похороны разрядка напряжённости сегодня в мире сельское хозяйство сельхоз смена спорт фотки 1972 фотографии 1972 химическая промышленность школа

Киноленты

[embedplusvideo height="230" width="230" editlink="http://bit.ly/1botldu" standard="http://www.youtube.com/v/wx7n5ORuSCk?fs=1" vars="ytid=wx7n5ORuSCk&width=850&height=850&start=&stop=&rs=w&hd=0&autoplay=0&react=1&chapters=¬es=" id="ep5112" /] ...по области дожди, местами грозы... [embedplusvideo height="230" width="230" editlink="http://bit.ly/1eX29Gb" standard="http://www.youtube.com/v/6TzjliB5vjk?fs=1" vars="ytid=6TzjliB5vjk&width=850&height=850&start=&stop=&rs=w&hd=0&autoplay=0&react=1&chapters=¬es=" id="ep9608" /]
  • Печать США о советско-американских переговорах "СЭ" ТАСС и ЭТА
  • Песни, которые мы любим "КП" Воспитание личности
  • Фотохроника ТАСС "СЭ" Атлас-72
  • Переговоры в Москве "КП" Передовица
  • Президент ФРГ подписал законы "СЭ" Атлас-72
  • Колонка новостей "СЭ" Четвёртая страница
  • «На ударную предсъездовскую заступить!» "СБ" Первая страница
  • «Неделя» "ИЯ" Четвертая полоса

Copyright © 2025 .

Powered by PressBook Premium theme