В Селидовском орсе Донецкой области возникло уголовное дело о крупных хищениях. Расхитители были изобличены, виновность доказана, их ждала расплата. Но следователям были известны и другие лица, еще, судя по всему, не увязшие окончательно в грязи, хотя и ступившие на скользкую дорожку злоупотреблений. Как быть с ними? Можно, конечно, привлечь заодно и их — ведь преступление-то налицо.
А нельзя ли сделать так,— подумали следователи,— чтобы эти люди, до недавнего времени хорошие и честные работники, сами, без посторонней помощи и принуждения, вернулись на прежний, честный путь в жизни? И тогда заместитель начальника следственного отдела УВД Зоне и старший следователь Шилов решили рассказать об обстоятельствах дела на общем собрании материально ответственных лиц и счетных работников орса. При этом они не называли ничьих фамилий, кроме уже привлеченных к уголовной ответственности опасных преступников. Надежды следователей полностью оправдались: вскоре после собрания к ним явились три заведующих магазинами, признались в растратах и полностью их возместили. Стало ясно, что этим людям можно еще верить. Следственные органы и прокурор учли факт явки с повинной и чистосердечное раскаяние. Решено было к уголовной ответственности их не привлекать, а материалы на всех троих были переданы на рассмотрение общественности.
Что же такое явка с повинной и каковы последствия этого шага?
Явкой с повинной называется добровольное заявление гражданина в компетентные органы о том, что он совершил преступление.
Явкой с повинной считается не только непосредственное, личное обращение в следственный орган, чтобы заявить о преступлении. Сообщение о совершенном правонарушении можно направить по почте, передать по телефону или через другое лицо. Важно, чтобы это было сделано добровольно.
Вот один из примеров. Рабочий передвижной механизированной колонны Пирогов, проснувшись как-то поутру в состоянии глубокого похмелья, обнаружил на полу в своей комнате подвесной лодочный мотор. «Откуда бы это?»— спросил у жены,— «Сам же вчера приволок, а теперь спрашиваешь!» Все ясно: где-то украл. Надо срочно вернуть мотор хозяину, пока никто не узнал,— ведь позору не оберешься! Никогда не судился, на работе уважают — и вдруг такое… Но кому возвращать? Мысли путались и обрывались, всплывали туманные воспоминания о каких-то сараях. Пошел искать сараи, да разве найдешь — все они одинакова.
Пойти бы в милицию, но опять в мыслях: позору-то сколько! Наконец, не выдержав такой муки, окончательно решил покаяться. Но и тут постыдился сам заявить, жену послал. Формально Пирогов никуда не являлся, заявлений никаких не подавал, но фактически налицо явка с повинной. Так и расценили его поступок следователь и прокурор. Пирогов был передан на поруки коллективу колонны, где работал.
Рассматриваются как явка с повинной заявления, адресованные не только в следственные органы, но и, например, в редакции газет, учреждения, общественные организации, если заявитель сообщает о совершенном им преступлении.
Такое разнообразие возможностей вполне понятно: если человек действительно раскаялся, не скрывает своей вины, то зачем как-то ограничивать ему возможность выразить раскаяние?
Как решается судьба человека, который явился с повинной? Прокурор или следователь с согласия прокурора вправе принять решение не привлекать это лицо к уголовной ответственности, если установят, что человек, преступивший закон, не является общественно опасным и нет необходимости предавать его суду.
Однако бывает и так, что обстоятельства дела не позволяют освободить явившегося с повинной от уголовной ответственности (в первую очередь это относится к совершившим тяжкие преступления). В этом случае суд обычно учитывает явку с повинной как смягчающее ответственность обстоятельство и может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного законом. Такое право предусмотрено статьей 37 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Бывает и так, что с момента совершения преступления проходит значительный срок, поэтому применять наказание нецелесообразно. Вот почему статья 41 Основ уголовного законодательства устанавливает сроки, по истечении которых лицо освобождается от уголовной ответственности. Например, три года со дня совершения преступления, за которое по закону может быть назначено лишение свободы на срок не свыше 2 лет или наказание, не связанное с лишением свободы.
Может возникнуть вопрос: зачем же являться с повинной, если срок давности истек и к ответственности не привлекут? Здесь надо иметь в виду, что, когда не известен виновный, дело о совершенном им преступлении не прекращается, даже если истекли давностные сроки, преступника все равно ищут. Поэтому над таким человеком еще долго будет висеть угроза внезапного задержания и разоблачения, даже если он больше не совершал преступлений. Судить такого человека не будут, но ему и его семье придется немало пережить.
Следователь или орган дознания, приступая к проверке или расследованию, в первую очередь выясняют, имеются ли основания к обязательному освобождению явившегося с повинной от уголовной ответственности или нет. Если основания есть, то уголовное дело не возбуждается. Эти основания — отсутствие события преступления, Отсутствие в деянии состава преступления, амнистия, отсутствие жалобы потерпевшего по некоторым делам, истечение сроков давности.
Особо решается вопрос об уголовной ответственности, когда с повинной является гражданин, давший кому-либо взятку. В примечании к статье 174 УК РСФСР сказано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если после дачи взятки добровольно заявит о случившемся. Аналогичные положения имеются и в уголовных кодексах других союзных республик.
Во Владимире директор комиссионного магазина «Автомотозап-часть» Кокарев решил нажиться на продаже автомашин. За оформление документов он брал с покупателей взятки по 50, 60 рублей. Финансовые операции этого «комиссионера» окончились неожиданно для него: получив оформленные должным образом документы и удостоверившись в их правильности, двое покупателей заявили обо всем в милицию. Финал: взяточник осужден на 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Заявители в соответствии с законом от уголовной ответственности освобождены.
При этом не имеет значения, сообщил ли взяткодатель о случившемся сразу или спустя какое-то время. (Однако необходимо, чтобы это сообщение было сделано до того, как следственным органам стало известно о совершенном преступлении.) Так, в июне-июле 1971 года в «Правде» и «Комсомольской правде» были опубликованы статьи о расследовании преступных махинаций при зачи-
слении студентов в некоторые институты. Статьи вызвали поток писем не только в редакции газет, но и в Следственное управление МВД СССР, причем авторы некоторых из них заявляли, что при поступлении в вузы тоже давали взятки преподавателям. В полном соответствии с законом эти граждане к уголовной ответственности не привлекались. В то же время за точно такие же действия преданы суду Хелашвили, Бохуа и другие бывшие студенты, решившие в свое время «купить» высшее образование за две-три тысячи рублей, но не заявившие об этом следственным органам.
Законом предусмотрено также, что «не подлежит уголовной ответственности гражданин СССР, завербованный иностранной разведкой для проведения враждебной деятельности против СССР, если он во исполнение полученного преступного задания никаких действий не совершил и добровольно заявил органам власти о своей связи с иностранной разведкой» (пункт «б» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР).
Обычно не имеют значения мотивы явки с повинной: полное раскаяние, страх перед наказанием, желание облегчить свою участь, вывести на чистую воду взяточника или что-либо еще. Здесь главное то, что человек добровольно сообщает о правонарушении, а значит помогает бороться с преступностью.
Явка с повинной… В юриспруденции не очень много терминов, которые звучали бы так просто, понятно и в то же время вызывали столько сложных вопросов и противоречивых мнений.
Одни люди твердо убеждены, что факт явки с повинной никакого юридического значения не имеет. Если, мол, тебе положено пять лет, то — являйся или не являйся — меньше не дадут, а разговоры о смягчении наказания — это, мол, «милицейские сказки».
Другие, напротив, почему-то всерьез полагают, будто явка с повинной всегда освобождает преступника от наказания. Как мы уже говорили, подобные случаи возможны. Но есть и другие — когда явившийся с повинной все же получает суровое наказание.
Бывают и случаи, когда, являясь с повинной, человек пытается скрыть другое, более тяжкое преступление.
Однажды в Тюмени явился в милицию некий Серебренников. Он рассказал, что украл мотоцикл, потом длительное время скрывался в лесу, но больше прятаться от людей не хочет и чистосердечно раскаивается в содеянном. Серебренников был оставлен на свободе. Однако при проверке его заявления выяснилось, что, «чистосердечно раскаявшись» в краже мотоцикла, он ни словом не обмолвился о своем участии в разбойных нападениях на граждан и в других тяжких преступлениях. Естественно, при таких условиях его «явка с повинной» утратила всякое значение. Серебренникова арестовали. Он приговорен к лишению свободы.
Вот почему следственные органы обязаны тщательно проверить всякое заявление о явке с повинной. Цель такой проверки — выяснить истинные мотивы явки, предотвратить возможность самооговора, оговора других лиц, а также попытки скрыть более тяжкое преступление.
А вот еще пример — судьба Николая Кравцова, отбывшего наказание в одной из колоний Саратовской области. За хорошую работу и примерное поведение он был условно-досрочно освобожден. Стал честно трудиться. Женился, ждали ребенка. Но… как раз в это время следственные органы раскрыли кражу, совершенную им еще до осуждения за другое преступление. Кравцова снова судили и приговорили к лишению свободы. А ведь у него была возможность избежать этой трагедии. Отбывая первое наказание, надо было трезво оценить свое положение, не надеяться на то, что «авось не докопаются», откровенно рассказать о себе все — и этим обеспечить спокойную жизнь после освобождения.
Заключенные понимают, что только полное «разоружение» дает возможность действительно начать жить по-новому, не вздрагивая каждый раз при виде милиционера. Решив по-настоящему покончить с преступным прошлым, они добровольно заявляют о других преступлениях, совершенных до осуждения и оставшихся еще нераскрытыми. Многие хотят добровольно возместить причиненный ущерб, а в ряде случаев возмещают его досрочно.
Последствия явки с повинной осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в основном аналогичны последствиям явки с повинной тех, кто находится на свободе. Правда, здесь есть некоторые особенности, связанные с самим фактом пребывания в заключении. Например, невозможно передать дело в товарищеский суд или в комиссию по делам несовершеннолетних. Естественно, что нельзя и прекратить его с передачей виновного на поруки. Поэтому, если нет оснований к прекращению дела за истечением сроков давности или вследствие изменения обстановки, вступают в действие правила, предусмотренные статьей 35 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. А это значит, что, если в процессе отбывания наказания выяснится вина осужденного еще и в другом преступлении, которое им совершено до вынесения приговора, суд определяет окончательно меру наказания по совокупности. Это делается путем поглощения менее строгого наказания более строгим или путем сложения наказаний. Однако при этом не должны быть превышены пределы наказания, определенные
статьей, которая предусматривает более строгую ответственность. В любом случае отбытое наказание по первому приговору засчиты-вается в новый срок.
Практически это означает следующее. Например, гражданин был за хулиганство осужден на четыре года лишения свободы. После отбытия двух лет он заявил, что еще до суда совершил квартирную кражу. Проверкой заявление подтвердилось.
Как в этом случае будет назначено наказание?
Прежде всего суд должен определить наказание за кражу. Часть 1 статьи 144 Уголовного кодекса РСФСР предусматривает, что кража личного имущества наказывается лишением свободы до двух лет. Затем суд должен решить: считать это наказание поглощенным приговором, который установил более строгое наказание, или присоединить вновь назначенный срок к наказанию по первому приговору.
Если суд применит сложение наказаний, то к первому приговору он может добавить не более года, поскольку гражданин был осужден на четыре года, а максимальное наказание за злостное хулиганство, установленное частью I статьи 144 Уголовного кодекса РСФСР,— пять лет лишения свободы. Таким образом, максимальный срок наказания по совокупности будет равен пяти годам. А те два года, которые осужденный уже отбыл, должны быть засчитаны во вновь назначенное наказание. При таких условиях срок освобождения этого заключенного может остаться прежним или отодвинуться на один год. Кроме того, на осужденного возлагается обязанность возместить материальный ущерб от кражи.
Примеров явки заключенных с повинной можно привести много. В Астраханской области заключенный Юсупов заявил о Двух совершенных им кражах, в Мурманской области Толстиков рассказал о совершенном ограблении, в Калужской области Смирнов сообщил администрации колонии о краже им денег, серебряных ложек и других вещей.
Подчас и сам явившийся с повинной, и некоторые другие лица видят в подобном, действии нечто выдающееся. Начинается даже своеобразное рекламирование вполне естественного для человека поступка.
Кто же на самом деле больше всего заинтересован в явке с повинной: следственные органы или преступник? Безусловно, в какой-то степени работа следователя, прокурора и суда при такой ситуации облегчается. Но не это самое главное. Ведь признание может лечь в основу обвинения лишь в том случае, если оно подтверждено другими доказательствами. Так что следователь обязан провести
следствие полностью без всяких упрощений, а прокурор и суд — проверить и оценить в обычном порядке все доказательства, а не только одно заявление.
Что же касается явки с повинной как средства раскрытия преступлений, то значение ее невелико. В наше время, когда с помощью новейшей, оперативно-розыскной техники и методов криминалистики большинство преступлений раскрывается «по горячим следам», преступнику подчас просто не остается времени для явки с повинной…
Явка с повинной, если она вызвана чистосердечным раскаянием,— это прежде всего глубокая психологическая драма, мучительные раздумья, переживания, неуверенность и, наконец, победа человека над самим собой.
Здесь важно и то, когда наступает раскаяние. Подавляющее большинство преступников после разоблачения клятвенно заверяют, что их преступление было последним, что они уже все осознали, что ничего подобного никогда не повторится. И часто их слова звучат очень убедительно. Но… в чужую душу не залезешь и не узнаешь, искренние это слова или обычная маскировка. А вот явка с повинной, как и добровольное возмещение ущерба,— это уже не слова, а поступок, значение которого можно измерить и оценить. Следователи, милиция, прокуратура, суд, работники исправительно-трудовых учреждений — все они заинтересованы в том, чтобы вернуть обществу полноценного гражданина, на которого можно положиться. Поэтому и важны для них не слова, а поступки, характеризующие этого человека, позволяющие оценить его личность, его отношение к обществу.
Явка с повинной — серьезный шаг на пути к будущей честной жизни. Этот шаг нужен прежде всего самому правонарушителю, если он искренне хочет стать в строй честных советских граждан. Первый шаг всегда самый трудный, он может быть сопряжен с лишениями, но зато все следующие будут несравненно легче. Те, кого это касается, должны сами решить, что для них лучше: сразу вырвать гнилой зуб или годами страдать от ноющей боли.
Ю. КУКУШКИН, полковник милиции
ЛИТЕРАТУРА
Шогин Н. В., Ф а т к у л л и н Ф. Н. Возбуждение уголовного дела. Госюриздат, М., 1961, стр. 109 — 112.
Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. «Юридическая литература», М., 1970, стр. 150 —159.
«Человек и закон»