Из далекой Касабланки пришло сообщение: советские теннисисты вышли в полуфинал европейской зоны «А» розыгрыша Кубка Дэвиса, неофициального первенства мира для спортсменов-любителей. Они выиграли со счетом 5:0 у команды Марокко. Перед этим наши мастера ракетки одержали трудную победу над командой Венгрии — 3:2.
Рост мастерства советских спортсменов бесспорен. Однако их успехи в международных турнирах могли быть заметней, весомей. Об этом говорят сегодня заслуженные мастера спорта, многократные чемпионы страны Анна ДМИТРИЕВА и Александр МЕТРЕВЕЛИ.
— Ты ответишь на все мои вопросы? — спросила я Алика на одном из турниров, когда, мы оба были свободны от игр.
— Пожалуйста, Дмитриева, — сказал он, улыбаясь.— Но смотря, конечно, какие вопросы задавать будешь.
В коридоре под трибунами, в самом конце его, где хранится, дожидаясь своего часа, пьедестал почета, и состоялась эта беседа. Мы присели на боковые ступени пьедестала, а на высшую ступень я положила записную книжку.
Метревели зимой выступал в Австралии, и поэтому япредложила:
— Расскажи сначала, как ты выступал в Австралии?
— Как и в прошлом году, я выиграл там четыре турнира из пяти…
Да, все уже было привычно, знакомо — и жара, я площадки, и напряженный турнирный график. Я довольно быстро вошел в игровой ритм. Правда, надо заметить, что большинство сильнейших игроков мира сейчас предпочитает начинать сезон в Америке, где в начале года проводится цикл из восьмидесяти турниров. А самый интересный цикл в марте — розыгрыш Гран-при. Обладатель Гран-при определяется по итогам выступлений в 20 турнирах. Кстати, ты знаешь, что в прошлом году в Гран-при отлично сыграли и Нэстасе, и Кодеш?
Румын Нэстасе, как и чех Кодеш, — признанные ныне игроки первой десятки мира, — начинали фактически в одно время с Метревели. но добиться таких же успехов, как они, Метревели пока не удалось. И я его спрашиваю:
— Как ты полагаешь, почему все-таки Кодеш и Нэстасе обошли тебя?
— Сейчас я продолжаю еще прибавлять в классе игры, но они прибавляют вдвое быстрее. Причем тренируюсь я, как мне кажется, даже более серьезно и целеустремленно, чем они. И, встречаясь с ними, я не чувствую себя слабее. С Кодешем, например, я за последние годы встречался более десяти раз и проиграл лишь однажды.
— Помнишь, Алик, в шестьдесят седьмом году на турнире во Франции Кодеш нервничал, стремясь побыстрее узнать «сетку» своих встреч, а ты шутил: «Да не волнуйся. Кодеш. из-за «сетки». Все равно попадешь на меня и вылетишь». А он разводил руками: «Уж и не знаю, что мне делать с тобой. Метревели…»
— Да, все это так, но когда Кодеш и Нэстасе встречаются с другими сильнейшими игроками мира, тут у них передо мной огромное преимущество. Они всех игроков прекрасно знают, с каждым из них встречались по-многу раз. Ты же сама понимаешь, как важно знать игрока, с которым встречаешься. Прошлым летом в Уимблдоне я играл с Джоном Ньюкомбом. Я проиграл Ньюкомбу, который стал трехкратным победителем Уимблдона. Но из всех моих поражений это, пожалуй, самое почетное. Я здорово играл, поверь мне. Но если бы я сразу мог приспособиться к его подаче! Я же потратил на это весь первый сет и очень много нервов. Я впервые встречался с Ньюкомбом, и в этой ситуации выигрыш третьего сета был для меня уже огромным достижением. И с тех пор мне не пришлось больше играть с ним…
— Алик, давай вернемся к твоей игре с Кодешем прошлым летом в розыгрыше Кубка Дэвиса. Всем казалось, что после этой победы нашей команде удастся выйти в следующий круг. Ты сделал самое главное — сразу же победил Кодеша.
— Да, это вообще одна из лучших моих прошлогодних побед. Но этого оказалось мало, мы проиграли. Проблема выступлений нашей команды в розыгрыше Кубка Дэвиса остается по-прежнему нерешенной. Много лет состав команды не менялся, а попытка заменить Лейуса Коротковым мало что дала.
—Каждому ясно, что сейчас у нас нет замены ни Лей-усу, ни Короткову, ни Лихачеву. Но все-таки и их подготовка к выступлениям в матчах на Кубок Дэвиса была недостаточно хорошей. Вспомни, Алик, два года назад мы едва не проиграли команде Чехословакии из-за Лейуса. который не взял ни одного очка. Едва ли можно его обвинять в этом, ведь в течение двух месяцев, предшествовавших розыгрышу Кубка. Тоомас не смог принять участия ни в одном турнире, в то время как его соперники Кодеш и Кукол выступили в семи турнирах подряд. Но, конечно, решает не только игровой опыт. К сожалению, и учебно-тренировочный процесс во многих наших теннисных клубах организован не лучшим образом. Стала притчей во языцех, например, плохая организация тренировок в ЦСКА, где играют Коротков и Волков, но старший тренер сборной страны С. С. Андреев уже в течение двух лет не находит времени, чтобы серьезно вникнуть в их подготовку и помочь наладить работу хотя бы с теми теннисистами, которым предстоит выступать в сборной команде страны.
— Да. Мы часто не используем даже тех возможностей, которые у нас есть. Мало продуманная подготовка сборной команды приводит к тому, что игроки выступают хуже, чем могли бы. Может быть, стоит взять пример с французов. Они включили в команду Кубка Дэвиса молодых игроков, и они вместе с ее лидером Пруази тренируются по особому плану, участвуют в самых различных турнирах.
— Это, конечно, интересно, но, боюсь, для нас пока невозможно. Ведь положение с юношеским теннисом (у юношей, а не у девушек) просто катастрофическое. Последний раз советский теннисист победил в юношеском Уимблдоне шесть лет назад. Это был Володя Коротков. Фамилии таких некогда подававших надежды игроков, как Казакевич. Рудь, выступавших в свое время в Уимблдоне, сейчас даже не встретишь среди участников всесоюзных соревнований. Среди 50 сильнейших теннисистов страны только одному нет еще 20 лет — Позднякову, и он занимает 35-е место!
— Полагаю, здесь многое нужно продумать. Может быть, целесообразно создать из молодых игроков несколько команд, которые проходили бы подготовку по единой программе. Все тренировки их должны быть расписаны, все соревнования определены заранее. Я составил бы, например, одну команду из семнадцати-двадцатилетних игроков, другую — из теннисистов в возрасте пятнадцати-шестна-дцати лет. Можно устраивать для них товарищеские матчи по формуле Кубка Дэвиса — как между собой, так и со взрослыми теннисистами. И очень важно, чтобы они играли со своими зарубежными сверстниками — то есть с теми игроками, с которыми им придется постоянно встречаться, когда они станут взрослыми. Например, на международные турниры в Москву и венгры, и чехословаки, и поляки присылают самых способных своих юниоров. А мы кого посылаем на турниры в социалистические страны, куда нас всегда настойчиво приглашают? Все тех же игроков первой десятки, заботясь не о будущем нашего тенниса, а лишь о том, чтобы выиграть очередной турнир. Участие в международных состязаниях — необходимое условие для того, чтобы теннисист, особенно молодой, повышал класс своей игры. Пока мы не всегда это учитываем, не всегда правильно используем свои возможности. Но и это еще не все. Многим нашим молодым теннисистам не хватает чувства ответственности. Они все ждут, что для них создадут «условия», а время идет, и они не делают даже того, к чему могли прийти самостоятельно.
— Но ты сам не мгновенно стал тем игроком, каким являешься сегодня. Ты тоже потерял достаточно много времени и спохватился чуть ли не в самый последний момент. Было же так, правда?
— Да, но, быть может, именно тех потерянных лет мне сейчас и не хватает.
«Комсомольская правда»