Их нравы: Летели в этом самолете четверо. Пилот — немец Хартвелл. Пассажиры — английская медсестра и двое эскимосов — мать и сын. Вылетел самолет из арктического поселка Спенс-Бей на берегу Ледовитого океана в вечерние сумерки. В пути пилот потерял контакт с радиомаяком аэропорта назначения, повернул самолет обратно, но потерял и пеленг Спенс-Бея. Началась пурга. В тот момент, когда Хартвелл пытался разобраться по карте, перед носом самолета выросла заросшая лесом гора.
Случилось это 8 ноября. 32 дня велись поиски исчезнувшего самолета. Его обломки обнаружили в 320 километрах от предполагаемого курса. Спустившись на парашютах, два военных фельдшера нашли оставшегося в живых пилота — у него были переломаны ноги, разбито лицо. Трое пассажиров были мертвы. Со слов Хартвелла и после осмотра места крушения стало ясно, что своим спасением пилот обязан 14-летнему эскимосскому мальчику Дэвиду Кутуку, летевшему на операцию аппендицита. Медсестра погибла в момент аварии.
Дэвид вытащил из-под обломков самолета свою мать, умело ухаживал за ней, однако, старания оказались напрасными — она умерла.
Дэвид переключил внимание на пилота. Вместе они построили шалаш из спальных мешков, брезента и обломков самолета. Мальчик развел огонь. Когда на десятый день кончился аварийный запас продовольствия, он добывал олений лишайник и кормил им пилота. Дэвид пытался даже вести подледный лов рыбы на соседнем озере.
— Он спас мне жизнь, — заявил Хартвелл.
Умер мальчик 1 декабря по не выясненным до сих пор причинам. Очевидно, однако, что причиной был не аппендицит, да и при аварии он не был ранен.
На следующий день после спасения Хартвелла канадские газеты вышли с заголовком: «Дэвид Кутуку начал свое короткое путешествие мальчиком, а закончил его мужчиной».
Бригадный генерал канадской армии Рамсей Вайтерс, командующий северным военным округом, не вполне разделяет эти романтические восторги газетчиков, хотя мужество и находчивость эскимосского мальчика не вызывают у него сомнения. Генерал рассматривает эпизод иначе: нельзя ли вообще было избежать гибели этих людей?
Крушение самолета Хартвелла — это 74-я авиационная катастрофа в 1972 году только на северо-западе Канады. Вскоре после нее потерпели бедствие еще два самолета.
— Это — тенденция, и я не надеюсь, что она пойдет на убыль, — заявляет генерал Вайтерс.
Те, кто ставит вопрос по существу, требуют прежде всего положить конец анархии царящей в воздушном пространстве Арктики. Десятки частных маленьких «авиационных компаний», имеющих один-два самолета устаревших образцов, не оборудованных для работы в суровом северном крае, с неукомплектованными экипажами перевозят здесь людей и грузы. «Лесные пилоты», так называют в Канаде этих летчиков Севера, — народ хваткий, отчаянный. В погоне за высокими заработками, подталкиваемые конкуренцией, они ежедневно идут на неоправданный риск, на прямое нарушение правил безопасности. Тот же Хартвелл взял лицензию, разрешающую ему только визуальные полеты. Права вести самолет по приборам у него не было.
На второй день пребывания в больнице, Хартвелл начал торг с издателями о публикации своих мемуаров.
А. ЧЕКУОЛИС. Оттава. Соб. кор. АПН.
«Вечерний Таллин»
Газета «Вечерний Таллин», 4 января, 1973 года.
(В настройках страницы, указанную дату опубликования, считать неправильной).
1972 г. — неверно. 1973г. — верно.