Кто боялся Луиджи Калабрези! 17 мая 1972 года в 9.20 утра Луиджи Калабрези, как обычно, вышел из дома номер б по Виа Керубини, где он жил, и, перейдя улицу, не спеша направился к своему «Фиату-500». В тот момент, когда он открывал ключом дверцу машины, сзади подошел человек и на глазах у прохожих, спешивших на работу, три раза выстрелил в него в упор. Потом убийца вскочил в поджидавший его автомобиль и быстро скрылся. Через полчаса Калабрези скончался в миланском госпитале Сан-Карло, так и не придя в сознание.
Имя Луиджи Калабрези хорошо знакомо итальянцам. Доктор юридических наук, один из признанных мастеров политического сыска, он сделал быструю карьеру при демохристианах. В 35 лет Калабрези был назначен главой политического отдела миланской полиции. Особую известность он приобрел во время расследования так называемого «дела Пинелли» — анархиста, подозреваемого в серии террористических актов, в том числе взрыве миланского сельскохозяйственного банка в декабре 1969 года. Как оказалось впоследствии, организаторами провокации были неофашисты Раути, Фреда и Вентура. Вскоре после этого Пинелли арестовали и посадили в тюрьму. В ночь на 16 декабря 1969 г., как утверждала потом полиция, «Пинелли, припертый к стене неопровержимыми уликами, в отчаянии выбросился из окна…»
Его смерть наделала много шума. Через некоторое время редактор крайне левого журнала «Борьба продолжается» заявил, что во время допросов Пинелли подвергали пыткам и что Калабрези собственноручно убил его ударом карате. Молчать было опасно, и в октябре 1970 года полицейский комиссар подал на журнал в суд «за клевету». Однако во время процесса отвечать больше пришлось ему самому. Через несколько месяцев «ввиду отсутствия улик» суд был прекращен…
И вот теперь, спустя почти год, убит сам Калабрези. Кому же выгодна его смерть? Газеты сразу отметили одну закономерность. Несмотря на то, что и в «деле» другого анархиста — Вальпреды, и в самоубийстве (или убийстве?) Фельтринелли, расследованием которых, кстати, занимался Калабрези, а также в убийстве его самого, все улики были против «леваков», почерк был явно не их.
Сейчас в итальянской столице еще продолжается процесс над группой неофашистских лидеров — Раути, Фредой и Вентурой, Оки обвиняются в организации серии провокаций и взрывов в Милане, Риме и Триесте, цель которых — создать в стране «положение отчаяния». Это дало бы повод, считали они, обвинить правительство в бездействии и предоставило бы возможность правым вмешаться с целью «наведения порядка».
Некоторое время назад полицейский комиссар в Падуе раскрыл фашистский заговор. Его немедленно разжаловали «за клевету» и выслали в другой конец Италии. Но когда в Милане, еще до Калабрези, другой полицейский комиссар ложно обвинил группу анархистов в том, что они собирались взорвать бомбу на городской ярмарке, в его словах никто не усомнился…
«Мотивов для убийства Калабрези могло быть много,— писала на следующий день после его смерти английская газета «Гардиан».— Очевидно, он слишком много знал об истинных виновниках миланских взрывов. Теперь, когда полицейский комиссар замолчал навечно, главные «архитекторы» атмосферы хаоса и страха в стране, которые одни знают настоящую правду о заговорах «анархистов», могут спать спокойно. Уж на их-то молчание можно положиться…»
Пока убийцы не найдены. Но уже сейчас на страницах крайне правых итальянских газет бушует целая истерия. Профашистская «Темпо» заявляет, например, что «коммунисты, социалисты и прочие «левые» мстят за смерть Пинелли». Глава Итальянского социального движения Альмиранте с лицемерием брехтовского Артуро Уи требует «положить конец терроризму красных». Однако ни для кого не секрет, в чьих интересах ведется эта кампания. «Как взрыв в миланском сельскохозяйственном банке, так и убийство Калабрези,— писала 21 марта газета «Унита»,— на руку только неофашистам и другим реакционным силам. Этими провокациями они пытаются приостановить наступление рабочего класса Италии, сместить вправо политическую ось страны».
Обращает на себя внимание и момент преступления. Убийство было совершено накануне открытия парламента нового созыва, когда всех волновал вопрос: какое правительство будет сформировано и кто войдет в него? Политические обозреватели отмечали, что теперь партии «левого центра» имеют больший удельный вес, чем «центристская коалиция», на которую правящая партия демохристиан возлагала большие надежды. Но сейчас консервативный союз основных буржуазных партий может устоять на ногах лишь при поддержке неофашистов, которые не брезгают никакими средствами, в том числе и убийством Калабрези, чтобы нажить, себе политический капитал…
25 мая состоялось первое заседание нового итальянского парламента. По иронии судьбы, основным документом, представленным на рассмотрение депутатов, был доклад по расследованию деятельности… уголовно-политического синдиката под названием «мафия». Парламентская комиссия, составлявшая доклад, признала, что за все девять лет работы она оказалась неспособной провести сколько-нибудь тщательное расследование и выработать меры по борьбе против преступников — они слишком глубоко проникли не только в экономическую, но и в политическую жизнь страны. В ряде районов Италии они даже прибрали к рукам местные органы управления. Что же касается провокаций, убийств и нападений со стороны крайне правых террористических групп, то о них почему-то даже не вспомнили…
Л. МАКАРОВ.
Газета «Комсомольская правда» 30 мая, 1972 года.