Школа, комсомол, ты: Донецкий горком ЛКСМУ — создал для старшеклассников «академию комсомольских наук». «Я учусь в девятом классе. Меня в нынешнем учебном году впервые избрали комсоргом. А недавно на собрании ребята сказали мне, что я очень плохой организатор… Собственно, я и сама это понимаю: пробовала придумывать что-нибудь интересное, но, как правило, ничего не получалось.
Вот я и прошу, «Комсомолка», скажи, как сделать так, чтобы весь класс вел какую-либо полезную общественную работу? Какие вообще интересные дела можно «изобрести» для комсомольской организации городской школы? (Я подчеркиваю — городской, потому что в селе ребята часто помогают колхозам, а в большом городе, как мне кажется, кроме сбора металлолома, ничего и не придумаешь).
Ихтибор НАБИЕВА».
Таких писем из школ от начинающих комсоргов в редакционной почте немало. Мы познакомили с ними секретаря Донецкого горкома комсомола Лилию ТЕСЛЕНКО.
Проще всего, конечно, было бы сделать несколько замечаний авторам писем и прежде всего Ихтибор. Мол, никогда не нужно торопиться с окончательными выводами, не рано ли приходить к заключению: «Я — плохой организатор…» Однако общественная зрелость, препятствующая скоропалительным заключениям, как известно, появляется с опытом.
Нет сомнения, что для роли комсомольского организатора, как, впрочем, и для всякой серьезной роли, необходимо, если можно так выразиться, особое человеческое «амплуа», даже особый, если угодно, «типаж»… Другими словами, нужно призвание!
Первичная комсомольская организация школы — это важное звено в общественном формировании будущего гражданина. Хорошо, если новичку помогут опытные наставники. Еще лучше, если комсомольская организация живет интересной жизнью. А что, если начинать придется во всех отношениях с «нуля»?
На мой взгляд, над письмами, подобными письму Ихтибор, стоит серьезно задуматься в первую очередь нам, комсомольским работникам, отвечающим за постановку дела в школьных комсомольских организациях.
Одна из проблем — организация учебы начинающих комсоргов. Нельзя, чтобы они были предоставлены сами себе, работали вслепую.
Шесть лет назад мы решили создать в Донецке при горкоме и райкомах специальные штабы комсомольской работы.
Городскому штабу дали название «Факел». Возглавляет его десятиклассник Володя Ященко, комиссар — восьмиклассник Слава Баранов. Ответственным секретарем работает Валентина Крутая, методист городского Дворца пионеров и школьников по комсомольской работе.
Мы стремимся, чтобы штаб как следует знал (а значит, по крупицам собирал) опыт, накопленный в школах города. В идеале он должен стать методическим центром.
…Как известно, в марте — апреле проходят отчетно-выборные собрания в школьных организациях. Ежегодно в эту пору комсомольский актив пополняется большим отрядом новичков. Только закончатся в школах экзамены — на флагштоке туристской базы обкома ЛКСМУ на берегах Северного Донца поднимается знамя лесной республики «Факел». Члены штаба и новички образуют здесь единый коллектив — внеуставную первичйую организацию с временным бюро, группами и т. д. Теоретические занятия чередуются с семинарами — каждый обитатель «Факела» сможет побывать и в роли вожака или его заместителя, и в роли подчиненного… «Кураторы» — члены штаба и «подопечные» — активисты школьных организаций сохранят свою дружбу и в учебном году, когда нужно будет делать в своих школах то, чему научились в «Факеле». Первая, главная секция штаба так и называется — «Академия комсомольских наук».
Вторая секция — «Романтик» — специализируется на вопросах культурно-массовой работы, а «Содружество» и «Морзянка» являются чем-то средним между сектором ДОТ и информационным центром. Здесь обобщается лучший опыт не только донецких школ — наши ребята связаны почти со всеми крупнейшими городами страны.
Я ДУМАЮ, что Ихтибор и другие школьники, оказавшиеся в ее положении, не испытали бы такой растерянности, если бы у них был уже опыт общественной работы. И он должен быть, — ведь они прошли через пионерскую организацию. Практика учит нас, что лучшие вожаки школьных комсомольских организаций выходят чаще всего из пионерского актива. Поэтому «задача номер два» — помогать комитетам комсомола сохранять эту преемственность. Мы прослеживаем судьбу наших, наиболее способных к организаторской работе ребят, начиная чуть ли не с октябрятских «звездочек», стремимся привить им вкус к общественной работе. На методические конференции, семинарские занятия приглашаются, как правило, не только комсорги-новички, но и их «резерв». Для тех, кто только познает азы комсомольского практикума, разрабатывается стройная система поручений—от самого простого до наиболее сложного.
В средней школе № 54 имени Зои Космодемьянской по рекомендации городского штаба была распространена среди комсомольских активистов анкета с вопросом: «Кто придет тебе на смену?» Выяснилось, например, что комсоргу Жене Крыскну, который заканчивает десятый класс, общественное мнение прочит наиболее «вероятных» преемников — Асю Кождан и Сашу Жадина. И Ася, и Саша — в совете дружины. На комсомольском собрания было решено, что ребята, получившие при опросе наибольшее количество голосов, должны стажироваться у тех, кто их рекомендует. Конечно, решающее слово в этом отношении скажет отчетно-выборное собрание, но «институт дублеров» для школьного комсомольского актива помогает нам вовлекать в общественную жизнь все большее число ребят.
ИХТИБОР и другие ребята ждут конкретных рекомендаций—как лучше наладить работу в их классе, школе. Но на расстоянии это сказать трудно.
Опыт учит, что в разных школах бывает по-разному, и каждая должна найти, если можно так выразиться, исходя из местной обстановки, «свое» дело, которое сможет объединить ребят, зажечь их. В школе № 57, например, центром жизни комсомольской организации стал музей боевой славы.
Совет музея — инициатор проведения ежегодных встреч ветеранов знаменитой Шахтерской дивизии.
В школе № 54 иначе. Там активность ребят выросла, когда «Совет руководителей» (в него входят представители комитета комсомола, совета пионерской дружины, родительского комитета и шефствующих организаций) учредил премию имени Зои Космодемьянской. Лауреатами премий становятся ребята — победители конкурсов юных искателей, членов ученического научного общества. Учитывается при этом и участие в общественной жизни, поведение в классе и дома.
Нужно сказать, что решение учредить такую премию вызвало у нас споры. Кое-кто полагал, что такое поощрение («лауреат премии»!) может легко вскружить головы ребятам.
Изучение жизни бесстрашной патриотки во многом помогло воспитанию у ребят повышенной требовательности к себе, собранности, ответственности за порученное дело. Пионеры и комсомольцы заработали в ремонтно-строительных отрядах, в лагере труда и отдыха средства для сооружения памятника Зое.
Ну, а что касается помощи колхозам и совхозам (помните, Ихтибор сетует, что учится не в сельской школе), то это дело не только сельских учеников. Из той же 57-й школы каждое лето отправляется в совхоз имени XVIII партийного съезда, в лагерь труда и отдыха, большой комсомольский отряд, который находит себе дело на полях и в садах и одновременно помогает совхозным ребятам оборудовать классы, учебные кабинеты, спортплощадки.
По нашему глубокому убеждению, дружба с людьми труда — колхозниками, рабочими — благотворно влияет на развитие инициативы комсомольцев-школьников. Они начинают ощущать пульс большой трудовой жизни. Учащиеся средней школы № 45, например, у нас крепко подружились с комсомольцами Донецкого металлургического завода имени Ленина— ребят там хорошо знают, следят за их успехами, помогают в работе клуба профессиональной ориентации «Романтик».
И еше. Бывает, разумеется, что подросток, «выдвинутый» в активисты, начинает тяготиться работой, осознает свою инертность и просится «в отставку». Мы обычно удовлетворяем такого рода самоотводы и не видим в этом ничего страшною — иначе можно навсегда отбить вкус к общественной работе или, более того, взрастить потенциального лицемера. Может, действительно кое-кто из ребят попросту еще «не созрел» для оказанного ему доверия.
Но мы знаем немало и других примеров, когда человек, у которого поначалу работа не клеилась, со временем становится прекрасным организатором, завоевывает авторитет у ребят. Хочется думать, что именно так будет и с Ихтибор.
Газета «Комсомольская правда» 30 мая, 1972 года.