ГРАНИЦА — РЯДОМ!
НОЧЬ была тревожной. Еще с вечера поступило приказание из комендатуры усилить оборонительные укрепления и быть готовыми ко всякого рода неожиданностям. В 2 часа 22 июня 1941 года политрук Петр Родионов поднял заставу по боевой тревоге. Пограничники, молодые ребята, в большинстве служившие первый год, заняли свои места согласно боевому расчету. А в 4 часа утра на боевые позиции заставы обрушился шквал артиллерийско-минометного огня. Он был такой плотный, что, казалось, не было таких сил, чтобы приподнять голову от судорожно вздрагивающей сухой и жесткой земли. Люди потеряли представление о времени. Да они просто не думали о нем. Стреляли из пулеметов, винтовок, метали гранаты. Это был уже не учебный, это был настоящий бой. С потом, кровью и смертью.
В первые же часы погиб начальник заставы младший лейтенант Теленков. Командование принял на себя политрук Петр Родионов. Гитлеровцы знали, что парней в зеленых фуражках здесь немного, считали, что силы их на исходе, и настырно лезли вперед. И тут же откатывались, наткнувшись на непреодолимую для нйх стену ружейно-пулеметного огня, К 12 часам Пограничники Петра Родионова на своем участке отбили десять атак фашистов, не отступив ни на шаг.
Но силы были далеко не равны. Таяли ряды защитников советской земли. Редел огонь. Один за другим замолкали ручные пулеметы. И политрук Родионов поднял своих бойцов в контратаку…
Гитлеровцы прошли вперед только тогда, когда не осталось в живых ни одного из защитников пограничного редута …
С той поры минуло тридцать с лишним лет. Стоит на обрывистом берегу моря приземистое здание. Перед ним чисто подметенные плиты небольшого плаца, окруженного служебными постройками. Слева от входных дверей здания — мемориальная доска: «Застава имени политрука Петра Андреевича Родионова, погибшего в бою с немецко-фашистскими захватчиками 22 июня 1941 года при защите Государственной границы Союза ССР». Теперь на заставе служат дети и внуки тех, кто в июне сорок первого принял на себя первый удар полчищ врага. И не дрогнул, и не отступил, и выполнил свой воинский долг перед Родиной. Ребята помнят героев первых боев и во всем хотят быть похожими на них. А имя политрука Петра Родионова навечно занесено в списки личного состава заставы. Его койка, заправленная заботливыми молодыми руками, стоит в казарме рядом с койками тех, кто ныне охраняет Государственную границу страны.
Дежурный по заставе ефрейтор Владимир Якутов, стройный, подтянутый сибиряк, сделав несколько четких, печатных шагов, доложил, приложив руку к козырьку фуражки:
— Товарищ лейтенант! Пограничный наряд на охрану и оборону Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик подготовлен.
Лейтенант Кузьменок, родившийся, когда уже отгремели залпы Великой Отечественной войны, подходит к пограничникам. В тишине (когда уходит на границу очередной наряд, всякое движение на заставе прекращается) слышится четкий доклад:
— Товарищ лейтенант! Пограничный наряд в составе младшего, сержанта Иванова и рядового Моисеева за получением приказа на охрану и оборону Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик прибыл. Старший пограничного наряда младший сержант Иванов.
— Приказываю вам выступить на охрану и оборону Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик. Вид наряда…
Такой ритуал выполняется ежедневно и никому он не приелся, никто не считает его формальной необходимостью. Он как бы подчеркивает высокую ответственность, которую возлагает страна на этих парней в зеленых фуражках.
Парни с автоматами «на ремень» уходят, печатая шаг. Только на одну обязательную и торжественную минуту они останавливаются возле белого камня с надписью: «Участок границы Союза ССР охраняет личный состав заставы имени Петра Родионова».
Кто же они, эти парни, которым доверена охрана и оборона рубежей нашей Родины? Младшему сержанту Коле Иванову — двадцать лет. На границе он служит второй год. Невысокий, ладный парень, отлично физически подготовленный. Службу свою знает назубок:
У него среднее образование. До службы работал слесарем-электриком по ремонту локомотивов в Волховском депо. Он награжден знаками солдатской доблести «Отличник Советской Армии», «Воин-спортсмен» II разряда. Имеет первый разряд по лёгкой атлетике.
Младший сержант Иванов скоро увольняется в запас, мечтает вернуться в свой рабочий коллектив. Ему не стыдно будет смотреть в глаза своим товарищам и родителям. Он выполнил их наказ. Вот строки из письма, которое пришло на заставу, когда Иванов только начинал свою пограничную службу. Письмо прислали родители молодого пограничника: «Надеемся, что сын с честью оправдает доверие страны, будет зорко охранять рубежи нашей Родины. Наш родительский наказ — честно и добросовестно выполнять свой долг перед Родиной».
Младший пограничного наряда рядовой Моисеев. Служит на заставе только год. Сначала было трудно привыкнуть к четко регламентированной службе воина-пограничника. Были на первых порах у Молодого солдата и замечания. Не без этого. Но ведь недаром пограничные войска именуют «мужским университетом». Приходя на заставу, вчерашние несобранные пареньки, привыкшие к вольности гражданской жизни, становятся мужчинами. Ибо вручается им боевое оружие, и они проникаются чувством высокой ответственности за охрану рубежей Родины. Они становятся умелыми, честными солдатами, которые стойко и мужественно переносят трудности пограничной службы. А служить на границе нелегко. Рядовой Моисеев научился читать следы, его глаза приобрели небывалую зоркость — они все примечают, когда солдат идет по дозорной тропе. И когда встал вопрос, кого можно назначить кандидатом в старшие пограничного наряда, комсомольский актив заставы назвал командиру фамилию рядового Моисеева.
А таких, как эти двое парней, на заставе имени Петра Родионова немало. Вот, к примеру, уже знакомый нам ефрейтор Владимир Якутов. В его служебной карточке 15 благодарностей и ни одного взыскания. А помог ему стать настоящим пограничником командир отделения младший сержант Вячеслав Литвин. Никто, кроме него самого, не сможет измерить вложенного в это труда. А Литвин молчит, потому что ничего не видит в этом особенного. Просто четко выполнял свои служебные обязанности. И овладел в совершенстве фрезеровщик Володя Якутов своей пограничной специальностью, стал требовательным к себе, дисциплинированным воином. Без него не обходится ни одно общественное мероприятие. Он — член совета Ленинской комнаты, агитатор: Младший сержант Вячеслав Литвин осенью увольняется в запас.
Можно было бы назвать еще много имен и фамилий ребят, прошедших школу мужания на заставе имени политрука Петра Родионова. Это — рядовой Анатолий Филатов, сержант Александр Муравейников, ефрейтор Владимир Хренов. Да всех не перечтешь. Но все они заслуживают того, чтобы сказать о них доброе слово! Сейчас на заставе в самом разгаре социалистическое соревнование за достойную встречу 50-летия образования СССР, Застава решила стать к этой дате отличной. Никто не сомневается, что пограничники-родионовцы сдержат своё слово. Оно у них крепкое.
Каждый день звучат здесь слова:
— Пограничный наряд , в составе… за получением приказа на охрану и оборону Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик прибыл!
И. ГАСПЛЬ.
(Спец. корр. «Сов. Эст.»). Северо-Западный пограничный округ. -, На снимке: слева на право — в дозоре рядовой Моисеев и младший сержант Иванов.
Фото С. Давыдова.
Зам. редактора К. МАЛЫШЕВ.
«Советская Эстония»
28.05.1972 г.