ВЫСТУПАЮТ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ
После кратковременной оттепели вновь оделись белым покровом леса и поля Болгарии. Январский снег радует глаз, сулит надежды на добрые хлеба. И невольно оживают в памяти недавние новогодние торжества: рапорты о трудовых успехах, народные гулянья, шествия подростков с кизиловыми веточками. Ведь по поверью, сохранившемуся с древних времен, если коснуться человека такой веточкой,— минуют ею в новом году и голод, и болезни, и прочие напасти.
Наряду с весельем и радостью торжеству сопутствует и чувство некоторого беспокойства, стремление избежать бед и опасностей Ведь тревога — это как бы оборотная сторона надежды. В разные времена грозили болгарам разные беды, соответственно и разные высказывались пожелания.
Для людей моего поколения, родившихся в конце Первой Мировой войны, помнится, пределом мечтаний было досыта поесть, иметь обувь и одежду. Если невзначай роняли за обедом ломтик хлеба, полагалось не только поднять его с пола, но еще и поцеловать, вслух попросить прошения. Из ужасающей нищеты не могли болгар вызволить ни плодородие родной земли, ни щедрость солнца, ни даже их в пословицы вошедшее трудолюбие.
Благосостояние нам принес новый общественный строй — социализм. При поездках в мой избирательный район, состоящий из 25 селений Пловдивского округа, уже никогда не приходится слышать жалоб на недостаток хлеба, одежды, жилья, домашнего инвентаря. При народной власти по-настоящему «заработали» на благо людей и почвенное плодородие, и солнце: в равнинных селениях Пловдившины «выращивают томаты, виноград, черешню, арахис, в предгорьях Родоп — картофель и томаты редчайшего сорта «дукебел». Все это дает высокие доходы. Что ии дом — то с «рогами» антенн, у многих во двориках — легковые автомашины, редкое семейство не располагает сберкнижкой. Об электричестве, асфальтированних дорогах — уже и говорить нечего. От избирателей приходится слышать жалобы разве что на нехватку АТС (три из 25 сел еще не имеют телефонной связи). Не скажешь, однако, что наши люд настроены беззаботно. Скорее, наоборот: V беспокойные вопросы звучали в последнее время чаще обычного, хотя и касались они, международной жизни: как дела на Ближнем Востоке, в Центральной Америке, насколько реальна угроза термоядерной войны?
Эти тревоги понятны и объяснимы. В последние месяцы тревога нарастала: Вашингтон, натовские власти, не считаясь с протестами миллионов людей, преподнесли человечеству опаснейший предновогодний «сюрприз» — они начали завозить в Европу новое ядерное оружие первого удара. При подобных обстоятельствах вновь и вновь задаешься вопросом: что стало бы с человечеством, если бы не мощь Советского Союза, не достигнутый нашим содружеством военно-стратегический паритет с Западом? Как действовали бы империалисты, если бы не носило столь массового и интенсивного характера движение борцов за мир?
В беседах с людьми труда приходится слышать вопрос, за которым кроется закономерное недоумение здравого разума: как это возможно. что западные политические деятели, которым ведомы последствия возможной термоядерной катастрофы, столь цинично пренебрегают предложениями о разоружении, выдвинутыми советским руководством?
Тот злой дух, что грозит уничтожить своим огненным дыханием нашу планету, пока замкнут в бутылке. Но все знаем, что она, эта бутылка, в руках людей, которые не стыдятся утверждать, будто нейтронная бомба — «гуманна» и что допустимы «ограниченные ядерные столкновения». А между тем зловещий этот дух, даже не выйдя наружу, уже принимает первые человеческие жертвы, в виде небоевых, экспериментальных взрывов атмосфера, а с ней и земля и воды загрязняются строцием, другими губительными для человеческого организма осадками…
Для всякого нормального человека заявления о допусти ядерной войны вызывают гнев и возмущение. Начинаешь думать: от людей они исходят или от каких-то роботов? Впрочем, машина никогда не допустила бы ошибки, предполагая будто именно она единственная уцелеет после вспышки «ограниченного» ядерного конфликта.
Долой «Першинги» и крылатые ракеты с нашего континента, прекратить гонку вооружений! — таково главное наше пожелание на 1984 год. На стороне оптимизма — могущество СССР, всего социалистического содружества, решимость ни при каких условиях не позволить империалистам сломать достигнутый военно-стратегический паритет.
Об этом ясно сказал Ю. В. Андропов в своём Заявлении от 24 ноября минувшего года, которое было решительно поддержано Болгарией, другими странами социализма. Оставаясь оптимистами, мы верим, что серьезное предостережение и миролюбивые предложения Советского Союза будут в конце концов услышаны и поняты всеми. Мы верим, что разум восторжествует и человечество сумеет устранить угрозу ядерной войны!
Николай ХАЙТОВ.
Болгарский писатель, депутат Народного собрания НРБ, лауреат Димитровской премии, г. София, январь.
Газета «Правда»
Считать правильной дату: 14.01.1984