ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ: В пятый раз за относительно короткий срок — менее трех с половиной лет — «Правда» обращается к острой проблеме всесоюзного курорта Саки. Расположенный на берегу озера Сакский химический завод продолжает загрязнять окружающую среду, ставя под угрозу будущее курорта.
Сначала несколько слов об «истории» вопроса. В июле 1980 года в корреспонденции «Жемчужина» было высказано критическое замечание в адрес химического завода, который сбрасывал неочищенные производственные стоки в озеро и море. Руководители объединения «Союзйодобром» сообщили: намечено строительство очистных сооружений, проведение ряда других мер, чтобы исключить вредное влияние предприятия на окружающую среду.
. Шло время, но обещание не выполнялось. Газета вновь обратилась к проблемам Сакского курорта. В опубликованной 8 февраля 1982 года корреспонденции — «Озеро требует защиты» ставился вопрос о нецелесообразности сосуществования здравниц и химического предприятия. Вскоре пришел ответ за подписью заместителя министра химической промышленности С. Голубкова: утвержден «комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения Сакского курорта с осуществлением их в 1982—1985 годах. Даже при беглом ознакомлении с — «комплексом» оказалось, что это — второе «издание» обещаний, которые так и не выполнили руководители «Союзйодоброма». На это обстоятельство газета 2 июля 1982 г. обратила внимание Минхимпрома в реплике -«Отписки-двойники?» -. Министерство, судя по всему, оставило без внимания это выступление.
И лишь когда в августе минувшего года в корреспонденции «Природу надо защищать» газета сообщила, что сакский завод продолжает загрязнять окружающую среду, пришел ответ Минхимпрома за подписью того же С. Голубкова.
Вот выдержка из него: «Сакским химическим заводом… закончено строительство 2-й очереди глубоководного рассеивающего выпуска стоков в море, начато строительство очистных сооружений… с окончанием в 1985 году. В настоящее время Минхимпромом принимаются меры по приближению сроков ввода в действие очистных сооружений в 1984 году».
Сказано четко и ясно. Но когда знакомишься с положением дел непосредственно на месте, понимаешь: написанное далеко от истины. Действительно, от берега почти на два километра по дну моря проложены трубы большого диаметра — трасса спуска заводских стоков. Только какой же он глубоководный, когда над ним всего 12 метров воды? Поднимется ветер, повернет течение (такое случается часто), и стоки тут же окажутся в прибрежных водах, на песчаных пляжах, вдоль которых выстроились здравницы.
Трасса пока не соединина с наземными очистными сооружениями — они, как говорят, еще в чертежах. И срок ввода их в действие в будущем году не реален. Стоимость этих сооружений 2,6 миллиона рублей, из которых к 31 декабря 1983 г. освоено лишь около 400 тысяч. Столько же строители осилят в нынешнем году. Выходит, возведение очистных сооружений продлится минимум пять лет.
Что касается мер «по приближению срока ввода» очистных сооружений, то из этого ничего не получилось. Министерство пыталось сделать широкий жест — выделило на текущий год все средства, необходимые для окончания строительства. Однако, чтобы освоить средства, подразделению треста «Евпаториястрой», которое ведет работы в г. Саки, пришлось бы прекратить возведение ряда курортных объектов, жилых домов, социально-бытовых и культурных учреждений. Разумеется, ни городские, ни областные органы с этим не могли согласиться. Так и повисла в воздухе «щедрая рука» министерства со своими миллионами. Неочищенные стоки по-прежнему впадают в озеро и в море.
Еще один фрагмент из ответа Минхимпрома: «…заводом отрабатывается на опытно-промышленной установке технология утилизации отходов производства перманганата калия». В других документах, подписанных директором предприятия Ю. Фещенко, глагол «отрабатывается» заменен словами «начата промышленная переработка». И все это выдастся за большое достижение инженеров и ученых. Между тем «одерживать победу» над вредными шламами не было бы необходимости, ведись развитие производства на Сакском химзаводе продуманно, исходя не из ведомственных, а из общегосударственных интересов. Предприятие работает исключительно на привозном сырье, которое доставляют подчас за многие тысячи километров. Вот и марганец везут сюда из Чиатуры. А недалеко от нее, в Рустави, в объединении «Азот» Минудобреиий также налажен выпуск перманганата калия.
Отходы сакского химзавода — шламы сначала собирали в отстойниках на территории завода, потом их вывезли на берег озера Сасык-Сиваш, которое входит в охранную санитарную зону Евпатории. Дожди смывают их в озеро.
Начали разработку технологии использования шламов в производстве стройматериалов. Но заводчане не торопились. По мнению одного из авторов новой технологии доктора технических наук А. Понизовского, она могла быть внедрена еще несколько лет назад. Наконец, главный инженер химзавода Г. Шумилов клятвенно заверил: <С 1 января 1984 года шламы полностью пойдут в Бахчисарай». Однако и по сей день значительная часть вредных для окружающей среды отходов остается во дворе предприятия — базы для их переработки так и не создали.
И последняя цитата: «Ведутся работы по превращению в безотходные основных производств — бромистого метила и медного купороса». Причем химики уточняют: выпуск последнего начат по просьбе руководителей Крымской области — он нужен для борьбы с вредителями и болезнями виноградников. К слову сказать, никто не просил производить медный купорос (сырье для которого везут из Казахстана и центра России) на Сакском химзаводе. И непонятно, почему это предприятие теперь выпускает этого продукта вчетверо больше, чем требуется области.
Кажется, достаточно. Вероятно, уже ясно, что ответы химиков на критику не отличаются точностью. Такой уж выработался стиль: «чуть-чуть» до-бавить или убавить, слегка затуманить смысл, пообещать больше, чем можно, при случае отнести от себя вину, переложив ее на других. А если, случалось, им указывали на передержки, неточности или невыполнение обещании, то химики заверяли: обязательно исправимся. И продолжали действовать по-старому, твёрдо веря, что вес сойдет с рук. Чувство вседозволенности постепенно укреплялось у химиков. Еще в 1978 году облисполком запретил вывозить на берег озера Сасык-Сиваш отходы Сакского хим. завода. Отходы же доставляли туда вплоть до нынешнего года. Своевременно не выполнено также требование о прекращении сброса неочищенных стоков в Сакское озеро, несоблюдаются границы округа и зон санитарной охраны курорта. И никто за это не наказан. Отмечу и такие факты. Работники ВНИИводгео в заключении о проекте очистных сооружений Сакского химзавода сначала написали, что схема очистки сточных вод «не может не дать определенного положительного эффекта». А дальше высказали серьезные претензии к проекту, требовавшие его переработки. Химики их «не заметили» и во всех документах стали ссылаться на положительное заключение ВНИИводгео о проекте. Тем же «методом» они превратили отзыв о качестве очистных сооружений одного ученого, который даже не видел их проекта, в положительное заключение Академии наук СССР. Год назад комиссия Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов отмстила: Минхимпром крайне неудовлетворительно проводит на своих предприятиях в Крымской области работу по охране окружающей среды. Поэтому они остаются основным источником загрязнения прибрежных; морских вод и Сакского озера. В министерстве и на заводе, словно не расслышав, настойчиво утверждают обратное — мол, предприятие не наносит вреда курорту.
Ученые, специалисты-курортологи считают, что проникновение в воды Сакского озера отходов химического производства губительно действует на микроорганизмы, которые и придают целебные качества донному илу. В виде лечебных грязей его доставляют в десятки здравниц Евпатории и Южного берега Крыма ежегодно помогая сотням тысяч людей избавиться отнедугов, укрепить здоровье. Всяческой поддержки заслуживает решение совещания представителей Госстроя, Минздрава, Госкомприроды УССР. Крымского облисполкома и ряда других организаций, состоявшегося в Саках в январе минувшего года, в котором сказано: «Дальнейшее совместное функционирование химических производств и курорта невозможно».
Значит, надо убирать завод. Такого мнения придерживаются и Крымский обком партии, компетентные республиканские органы. Конечно, передислоцировать предприятие непросто. Это проблема сложная, затрагивающая жизненные интересы коллективов завода и расположенного на его территории ВНИИйодоброма. Но решать ее надо, и чем скорее, тем лучше.
А для этого надо четче определиться всем, как центральным, так и местным органам, взяв на себя свою долю ответственности.
Чтобы сакская здравница приносила людям здоровье, радость и завтра, и через десять лет, и в будущем веке, надо сегодня принять самые решительные меры для укрепления ее собственного здоровья.
М. БУЖКЕВИЧ. (Спец. корр. «Правды»).
Саки — Москва.
Газета «Правда»
Дату считать правильной: 18.01.1984