ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ: <… обрыв …> о Владимире Макееве одном из лучших горнолыжников француз Жак-Клод Килли.
Владимир родился в 1958 году в небольшом сибирском городке Междурёченеке. 11-летним мальчиком Он пришел к тренеру детской спортивной школы Геннадию Черданцеву и попросил записать его в горнолыжную секцию. Поначалу тренеру мальчик не приглянулся: ростом мал, полноват.— Ладно, возьму тебя пока условно, — сказал он, — Оставлю в секции, если будешь стараться, не пропускать тренировок, хорошо учиться.
Как и ожидал Геннадий Черданцев, дела у Владимира пошли не сразу. Долгое время он не подавал, казалось, никаких надежд, не выделялся среди сверстников ничем, кроме одного — отношением к тренировкам. Он был не по годам серьезен, вдумчив и, главное, фанатично предан горным лыжам.
— Тренировок он вообще не пропускал, — вспоминает теперь Черданцев. — Более того, мне нередко приходилось буквально за руку уводить его со склона. А что до наших сибирских морозов,
<… обрыв …>
понимать, что из него получиться сильный спортсмен. Черданцев не ошибся. Сейчас специалисты во многих <… обрыв …> говорят и пишут об удивительной пластичности, гибкости Макеева. Считают, что у него лучшая в мире обтекаемая стойка — «лягушка». Отмечают природное чувство лыж. Но мало кто знает, каких трудов стоило Макееву это «природное» чувство.
Минувшим летом мне довелось побывать на тренировочном сборе наших горнолыжников на кавказском плато Лаго-Наки. Ежедневно — две тренировки на снегу — утром и вечером. Как всегда, Макеев работал едва ли не больше всех. Днем же — тренировка без лыж, но так-же с высокими нагрузками. В заключение еще часовая игра в футбол.
Спустя четыре года после начала систематических тренировок фамилия Макеева замелькала в верхних строчках протоколов всесоюзных юношеских соревнований. Причем, уже тогда стала отчетливо проявляться его горнолыжная специализация — Скоростной спуск. На крутых Поворотах специального слалома чувствовал он себя неважно. Лучше шли у него дела в слаломе-гиганте.
Чем короче дистанция, тем выше скорость — так во всех видах темповых соревнований. Но не в горных лыжах. Самые длинные горнолыжные трассы — в скоростном спуске: до 4 километров. Ворот относительно немного. Это и позволяет спортсменам развивать скорость до 130 и даже более километров в час.
«Мне всегда по душе была чистая скорость, — говорит Макеев. — А что нравится, то лучше и получается».
В семнадцать лет Макеев был уже одним из сильнейших наших горнолыжников. Ему и Владимиру Андрееву доверили первыми представлять советский спорт в соревнованиях на Кубок мира.
До того времени наших горнолыжников за рубежом почти не знали. Но вот в последние четыре-пять лет они вошли в число лидеров. В немалой степени этому способствовал сибирский спортсмен. Обычно для того, чтобы попасть в мировую элиту — так почти официально называют первую группу стартуюших, — даже очень одаренному горнолыжнику требуется несколько сезонов. Макеев добился этого за один.
Многоэтапные соревнования Кубка мира начинаются обычно в декабре и длятся до весны. Итак, шесть лет назад Макеев принял первый старт в этих соревнованиях и по итогам сезона занял лишь 37-е место в скоростном спуске. Поэтому никто не мог предположить, что через год на одном из этапов Кубка мира в австрийском городке Шладминге он станет третьим призером, что вслед за этим на чемпионате мира в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ), проводящемся раз в четыре года, Макеев, стартовав во второй группе под двадцать шестым номером, займет девятое место.
Так Владимир Макеев через десять лет занятий стал одним из лучших горнолыжников мира. Чуть позже к нему присоединился и другой наш спортсмен — Валерий Цыганов, которого всегда отличали не только высокая, рациональная техника, но и тонкий расчет, хладнокровие. Макеев же больше рискует. С этим и связаны травмы, которые преследуют его. Вот и на Олимпийские игры в Лейк-Плэсиде он отправился с незалеченным плечом. Он сделал все, что мог, но лавров не снискал. На том и закончил он свой олимпийский сезон.
Однако в Следующую зиму Владимир вновь обрел былую уверенность, а с ней и репутацию, вернув себе право стартовать в группе сильнейших.
И вот наступил январь 1982 года. Очередной чемпионат мира, причем в том самом Шладминге, где Макеев первым из советских горнолыжников стал призером этапа Кубка мира.
Длина трассы 3401 метр. На первой трети дистанции, ровной, спокойной, пологой, то есть там, где все спортсмены преимущества практически не достигают, Макеев тем не менее проиграл лидеру австрийцу Вейратхеру 0,78 секунды. Это очень много. Казалось, теперь Владимиру не удастся приблизиться даже к десятке сильнейших. Однако спортсмен сделал почти невозможное. На сложных, бугристых и крутых участках трассы он сумел практически отыграть все потерянное. Оставалось немногим более полусотни метров до финиша, скорость превысила 141 километр в час. Последний бугор, скорее трамплин, который должен подбросить в воздух — и полет почти до финишного створа. И тут Макеев ошибается, перед бугром слишком отклоняется назад, носки его лыж приподнимаются и в них ударяет мощный встречный поток воздуха, который опрокидывает спортсмена. Последние десятки метров трассы он преодолевает уже на спине и тем не менее проигрывает победителю всего секунду. В итоге — шестое место. Можно лишь гадать, стал бы Макеев чемпионом мира или нет, если бы не это падение.
К счастью для Макеева, все обошлось без серьезных травм. Через несколько дней Владимир возобновил тренировки. И уже спустя полтора месяца в Красноярске он выиграл скоростной спуск на зимней Спартакиаде народов СССР.
Как каждый действующий спортсмен, Владимир Макеев много тренируется, нередко уезжает из дома, чтобы побывать в горах. Но несмотря на занятость, он активно опекает юных горнолыжников. 15—16-летних мальчишек и девчонок. И не только потому, что по натуре он человек добрый. Видимо, педагогика — его истинное призвание. Макеев окончил педагогический институт в Кемерове, где живет с женой и пятилетним сыном.
Владимиру Макееву сейчас 24 года. Для горнолыжника — возраст расцвета. Тренеры сборной команды верят в то, что самые лучшие результаты у него еще впереди. Он сам понимает, что ему есть над чем работать, знает свои пробелы в технике. В частности, пока недостаточно чисто «обрабатывает» бугры. По мнению наставников Сборной СССР, уже к началу нынешнего сезона Макеев немалого достиг. Впрочем, в декабре первый старт в скоростном спуске по программе Кубка мира, который и покажет, насколько они правы.
В. ЛЕЙБОВСКИЙ.
(АПН).
Газета «Молодёжь Эстонии», 16 ноября, 1982 года.
(В настройках страницы, указанную дату опубликования, считать неправильной).
1962 г. — неверно. 1982 г. — верно.