О некоторых вопросах проектирования и производства измельчающего оборудования для пищевой промышленности.ТОНКОЕ измельчение сырья и полуфабрикатов — процесс нужный сейчас почти во всех отраслях промышленности. На эти цели во всем мире затрачивается около 50 процентов производства электроэнергии. Тончайшее измельчение представляет собой крупную технико-экономическую проблему, методы и сроки решения которой, несомненно, окажут значительное влияние на развитие многих отраслей промышленности.
В настоящее время в СССР и за рубежом наметилась тенденция к переходу от широко распространенных металлоемких и малоэффективных шаровых и вальцовых мельниц к более эффектным измельчителям ударного действия, обладающим высокими скоростями воздействия на материал. К последним относятся дезинтеграторные, центробежные, струйные мельницы.
Отличительная особенность мельниц дезинтеграторного типа — высокочастотное ударное измельчение продукта при окружных скоростях роторов в 130 — 200 м. сек, малые габариты, а также большая производительность. Они к тому же не столь сложны в изготовлении.
Однако до сих пор нет расчетных формул и методик для проектирования машин дезинтеграторного типа. В результате размеры их рабочих органов для каждого отдельного вида материала подбираются опытным путем, исходя из предварительных экспериментальных измельчений материалов. Поэтому в каждой из отраслей вынуждены создавать машины применительно к собственным нуждам, со своей теорией измельчения и своей классификацией. В результате часто отвергаются и длительное время не находят признания прогрессивные конструкции. Вместе с тем на исследование или даже применение бесперспективной конструкции затрачиваются значительные средства и силы.
Недавно на кондитерской фабрике «Калев» решался вопрос о покупке дезинтегратора Таллинского института «НИПИ-силикатобетон» для измельчения арахиса при производстве халвы. Этот дезинтегратор был спроектирован институтом для обработки абразивных песчано-известковых смесей и, естественно, не подходил для халвичного производства — Однако дезинтегратор все же купили, уплатив за него около шести тысяч рублей. И сейчас, он стоит во дворе и ржавеет.
В нашей республике определенных результатов добились работники сектора измельчения конструкторско-технологического бюро Министерства пищевой промышленности ЭССР, занимающиеся проблемами измельчения пищевых продуктов, разработкой и внедрением в производство НОВЫХ видов машин дезинтеграторного типа.
За пять лет существования этот сектор накопил некоторый опыт измельчения разнообразных сырьевых материалов.
Успешно работают, и примеру, разработанное КТБ измельчители дезинтеграторного типа на той же кондитерской фабрике «Калев». Применяемое для получения сахарной пудры, в совхозе «Соонисте» Раплаского района для измельчения зерна на корм, на Слуцком мелькомбинате. на Московской кондитерской фабрике Им. Бабаева. Используется разработанный нами дезинтегратор в халвичном производстве на Рижской кондитерской фабрике «Узвара». Спроектированная у нас штифтовая мельница дезинтеграторного типа для измельчения сахара песка в этом году будет серийно выпускаться на Харьковском заводе табачного машиностроения для кондитерских фабриках всей страны.
Все это свидетельствует о серьезных успехах маленького коллектива. Успехи радуют и в то же время обязывают не останавливаться на достигнутом, искать новые методы, проектировать новые и совершенствовать старые мельницы.
К сожалению, однако, приходится констатировать, что основными нашими заказчиками являются научно-исследовательские институты и предприятия, находящиеся за пределами республики. А ведь потребность в машинах, разрабатываемых КТБ Минпищепрома ЭССР, в самой Эстонии ничуть не меньше, чем где-либо.
Приведу такой пример. За последние пять лет кондитерская фабрика «Калев» воспользовалась услугами сектора измельчения КТБ один раз — при модернизации центробежной мельницы для измельчения сахара песка. (Расходы на ее приобретение окупились, кстати, уже за 4—5 месяцев).
По нашему мнению, на фабрике «Калев» проблемами измельчения следует заняться более серьезно. Так, в шоколадном производстве степень измельчения компонентов шоколадной массы сейчас составляет 92—94 процента, содержания частиц менее 35 микрон, тогда как у лучших зарубежных видов обыкновенного шоколада этот показатель равен 99—100 процентам. Вследствие недостаточного измельчения бобов какао, остается невысвобожденное драгоценное масло, что приводит к перерасходу этого дорогого сырья на 4—5 процентов. Заметим, что одна тонна его стоит свыше 14 тысяч рублей, а годовая потребность в этом сырье больше 500 тонн. Несложно подсчитать убытки, вызванные этим обстоятельством. Аналогичное положение, к слову сказать, сложилось и в халвичном производстве.
Многое можно сделать и по увеличению износостойкости рабочих органов измельчающей машины (сейчас их приходится менять через каждые 2 — 3 недели). 1972 год на фабрике «Калев» начался походом за «экономию». Первой его жертвой пало наше предложение о разработке и внедрении в шоколадное производство машины, которая позволила бы получить готовый полуфабрикат какао тертое с экономическим эффектом с сотни тысяч рублей.
Часто приходится сталкиваться еще и с таким явлением. Некоторые хозяйственники считают, что если нет принципиального отличия в принципах работы существующих конструкций дезинтеграторов, то нет надобности и в их разработке, а пригодность его (дезинтегратора) для измельчения данного вида материала они определяют лишь на основе пробного измельчения.
Примером служит следующий факт: на наше предложение спроектировать для Валгаского комбикормового завода измельчитель для микроэлементов, республиканское Министерство заготовок ответило отказом, так как его специалисты не усмотрели принципиального отличия нашего дезинтегратора от заграничных конструкций. Эти последние оно и решило использовать в указанном производстве.
Часто такое решение приводит к неправильной оценке возможностей машин дезинтеграторного типа — эксплуатации их на не оптимальных режимах или отказу от них и использованию старых методов измельчения и старых машин. Кроме того, стоимость покупаемых за границей на валюту машин, как правило, в несколько раз выше отечественных. Поэтому ориентацию на покупку заграничных машин, тем паче если учесть, что методы измельчения и сами машины сейчас очень быстро развиваются, нужно считать неправильной. С другой стороны — на эти же деньги можно купить действительно новые интересные аппараты или сырье.
Учитывая все сказанное, хочу подчеркнуть, что в настоящее время только глубокое изучение процессов, происходящих в зоне измельчения и в обрабатываемом материале, позволит найти рациональные конструкции измельчителей. Если учесть высокий удельный расход энергии на этот процесс, то становится понятным, что даже незначительные улучшения работы измельчающих машин, могут дать большой народнохозяйственный эффект.
Л. ИНДРИКСОН. Инженер КТБ Министерства пищевой промышленности ЭССР.
«Советская Эстония»