Фильм этот появился на свет непредусмотрено. Его сценарий не залеживался в портфеле студийных заявок, он не был обозначен в перспективных планах, и торжественного запуска в производство и капитальной съемочной группы тоже не было. Просто молодые режиссеры А. Аскольдов и В. Левин, оператор В. Меньшов по заданию Главной редакции передач для молодежи Центрального телевидения поехали, прихватив с собой камеру и магнитофон, на строительство Камского автомобильного завода, чтобы сделать обычную телевизионную передачу. Когда через месяц с лишним они вернулись и показали отснятый материал, то стало ясно: может получиться интересный фильм. К чести руководителей редакции передач для молодежи и телевизионного объединения «Экран» это «может» они перевели в разряд «должен».
Огромная строительная площадка на сто квадратных километров, где будет построен комплекс из шести заводов, производящих 150 тысяч тяжелых грузовиков,— стройка, равной которой не было еще по масштабам, проходит перед объективом. Ковши экскаваторов, рвущие землю, странные, похожие на жуков машины, собирающие чернозем,— драгоценная земля будет использована под сады,— бетономешалки и караваны дорожных машин — эта стройка, помеченная 70-ми годами XX века. И среди этой техники — люди. Мы видим их с комсомольскими путевками в отделе кадров, видим на улицах города, за баранками самосвалов, на диспетчерских совещаниях и у только что заселенных корпусов.
[embedplusvideo height=»300″ width=»400″ editlink=»http://bit.ly/1booHw3″ standard=»http://www.youtube.com/v/-QwZnW6vl9o?fs=1″ vars=»ytid=-QwZnW6vl9o&width=400&height=300&start=&stop=&rs=w&hd=0&autoplay=0&react=1&chapters=¬es=» id=»ep4862″ /]
Наше документальное кино пережило период увлечения синхронными съемками. Сегодня эти утомительно длинные синхронные интервью слушать так же невыносимо, как многословный дикторский текст. Авторы на место интервью-монолога поставили диалог. Три разговора председателя комитета комсомола с ребятами, решившими уехать, — это документальная драма, где характеры героев раскрываются столь же определенно, как и в игровом фильме. Великолепно продуманы эпизоды на пункте междугородных переговоров. Летят по проводам обычные житейские разговоры: на новом месте устроились; зарплата приличная; с питанием хорошо; береги детей; не простуживайся; скоро огурцы будут; вот пока я с тобой разговариваю, напротив дом строят, за неделю уже три этажа готовы. А камера в это время «проходит» по лицам шоферов в кабине самосвала, по фигурам людей, строящих дорогу, останавливается на группе парней и девушек в курточках с названиями городов — Москва, Самара, Баку. И обычные телефонные разговоры воспринимаются уже как внутренний монолог тех, кто здесь работает, кто знает, что город и завод будут.
Всякая документальная картина может рассматриваться с двух точек зрения: что она дает сегодняшнему зрителю, сегодняшнему искусству и какой материал она оставляет для тех, кто идет следом, кто через десять — двадцать лет будет делать фильмы о событиях и людях, которые станут уже легендой.
Мне кажется, что «Товарищ КамАЗ» — картина принципиально важная с обеих точек зрения.
Ю. ХАНЮТИН.