Акт неслыханного вандализма был совершен в воскресенье в ватиканском соборе Святого Петра. Иностранец, австралиец венгерского происхождения Ласло Тот, ударами тяжелого молотка нанес почти непоправимый ущерб одному из величайших шедевров мирового искусства — мраморной группе «Пьета» Микеланджело.
Сейчас уже можно считать, что Тот — человек с ненормальной психикой. Ватикан передал преступника итальянским судебным органам. Но каково бы ни было их решение, трагический факт свершился: по мнению экспертов, гениальное творение Микеланджело никогда не предстанет перед восхищенными глазами людей в прежней красе.
В 1501 году молодой флорентийский мастер после сотни бессонных ночей, проведенных с резцом в руках, получил из папской казны 450 дукатов. В 1964 году «Пьета» была показана в Нью-Йорке. Перед этим ее застраховали на шесть миллионов долларов. Но ни та, ни другая сумма не в состоянии даже приблизительно выразить ее настоящую цену…
Трагедия «Пьеты», по-моему, является в какой-то степени закономерной. Государственный бюджет обрекает итальянские музеи, полные художественных сокровищ, не голодный паек — не хватает персонала, средств на поддержание постоянной температуры в помещениях. Но не только в этом главная опасность. Шедевры Тициана. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело рассыпаны по сотням городских м деревенских церквей, где они лишены профессионального ухода, а также элементарной охраны.
В. АРДАТОВСКИИ (Соб. корр. АПН).
Рим.
Когда верстался номер, к нам в редакцию позвонили два молодых ученых И. С. Любутин и И П. Акинченко.
Вот что они рассказали: В воскресенье 21 мая, мы с группой советсних ученых-физиков возвращавшихся с научной конференции в Венеции, осматривали собор Святого Петра в Риме (Ватикан). Справа от входа в собор находится одно из знаменитых творений великого Микеланджело — скульптурная группа «Пьета» (скорбь или оплакивание).
Осмотрев скульптуру, мы повернулись, намереваясь продолжить осмотр собора, когда раздался страшный крик заглушивший звуки органа и церковного хора исполнявшего воскресную молитву. Это случилось в 11 часов 35 минут по римскому времени. На наших глазах элегантно одетый молодой человек с черной бабочкой и аккуратно подстриженной бородкой перескочил рез барьер, отделявший скульптуру Микеланджело от толпы туристов, держа в руке молоток. Он быстро вскарабкался на пьедестал и начал наносить сильные удары молотком по прекрасной мраморной голове мадонны. Все произошло в считанные секунды. Публика оцепенела от неожиданности и ужаса. Мгновение спустя к негодяю бросились несколько человек. Отбросив молоток, он с силой навалился всем телом на левую руку мадонны и сломал ее. Подбежавшие служители собора и кое-кто из туристов схватили новоявленного Герострата.
Наш экскурсовод по Риму синьора Анна упала в обморок. когда узнала о случившемся. Позднее, придя в себя, она рассказала, что между служителями собора и компаниями обслуживающими туристов, шли долгие споры по поводу того, делать или не делать стеклянное заграждение у «Пьеты» Микеланджело. Наконец недавно этот спор был решен в гользу заграждения. Оно уже было изготовлено, и через 2 — 3 дня его должны были установить, но… не успели.
— Конечно, — продолжает с грустью синьора Анна, — есть все схемы, точнейшие чертежи и зарисовки «Пьеты», а поэтому реставрировать ее, возможно. будет не так трудно, но это будет уже не Микеланджело, — заключает она со слезами
У мадонны отбит нос. повреждены глаза и разбиты складки вуали покрывающей голову. Левая рука, в жесте которой столько выразительности и чувства, обломана по локоть» Таким образом, мы были в числе немногих последних счастливцев, успевших посмотреть неизуродованное и нереставрироваиное творение Микеланджело.
«Комсомольская правда»