ЗАМЕТКИ О ФИЛЬМАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ: В ДЕНЬ открытия Всесоюзной недели детского фильма, проходившей под девизом «Салют, пионерия!», была показана интересная лента — своеобразный краткий отчет о том, что создано за 50 лет в нашем детском кино. На экране взвивались клинки, гремела канонада, мелькали лица бесстрашных юных воинов. По велению времени и по пристрастиям зрителей делались эти фильмы. И сегодня юных зрителей захватывают фильмы о войне, о подвигах, о героях, которые побеждают в яростной и справедливой борьбе. Такие картины будут всегда интересны и необходимы детворе. И еще сегодня не менее важны фильмы, где внимательный, добрый взгляд художника обращается к событиям дня, к проблемам обычной школьной жизни.
В заповедные глубины детства устремлено исследование, которое ведут кинематографисты, создающие фильмы для детей. Их интересует сложный характер подростка. Художники понимают, как трудно показать такого героя — переменчивого, чуть ли не ежедневно обретающего новые черты, познающего мир и себя.
Вышедшие недавно на экран фильмы, посвященные жизни наших ребят, стали событием Всесоюзной недели детского фильма. Речь идет о картинах «Точка, точка, запятая» («Мосфильм»), «Ох, уж эта Настя!». «Чудак из пятого «Б» (студия имени Горького).
Герои этих лент — самые обычные мальчишки и девчонки, которые доставляют много хлопот взрослым и упорно не желают походить на образцово-показательных детей, знакомых нам по некоторым книгам и фильмам. Именно таков Леша (С. Данченко) в фильме «Точка, точка, запятая», поставленном Миттой по сценарию М. Львовского. Он лентяй, бездельник, фантазер и к тому же неудачник. Посмешище класса. Горе родителей. Несчастье учителей. Все его бранят, все над ним смеются, но ведь и для него это трагедия. А товарищи знать этого не желают: получай, что заслужил. Только одна девочка — новенькая в классе — как-то поддержала неудачника. И вот доброта начинает творить чудеса. Ночью в пустом гимнастическом зале наш неудачник покоряет еще вчера неподвластную ему высоту. Он составляет себе распорядок жизни. Он, представьте, даже книгу об Эйнштейне начинает читать: вот ведь другой мальчик излагает девочке открытия математиков, а наш герой не может вставить и словечка.
И вот уже Леша томим не чужим, часто несправедливым, презрением, а гневной обидой на самого себя.
Как и во всех фильмах Александра Митты. мораль, высокие нравственные принципы проповедуются здесь не-навязчиво, тонко, умно, оставляя глубокий след в душе зрителя. Герои картин А. Митты проходят испытание на доброту, чуткость, взаимопонимание и выдерживают его. Каждая новая работа режиссера — открытый нравственный урок для миллионов ребят. И представляется естественным и закономерным, что Александр
Митта за создание фильмов для детей и юношества удостоен высокой награды — премии Ленинского комсомола.
Глубокая гуманистическая мысль пронизывает и фильм «Ох, уж эта Настя!», поставленный режиссером Ю. Победоносцевым по сценарию В. Спириной. И здесь поведение героини вызывает «охи» и «ахи» почти у всех, кто ее знает. Настя — врунья! Во всяком случае такого мнения о ней ребята в классе, учительница в даже родная сестра. На самом деле это не так. Настя (Ирз Волкова) живет в мире фантастических представлений. которые страстно отстаивает перед всеми. Девочка верит в придуманную ею страну, в события, которые произошли в ее воображении.
Есть в фильме очень смешная сцена, когда учительница, придя в дом Насти, чтобы рассказать о ее странных выходках, вдруг видит подтверждение всем Настиным выдумкам. Страна, о которой девочка рассказывала в классе, существует — ее мать строит новый город, носящий романтическое название Эолис.
Нашелся и в этом классе человек, который понял Настю. Проявил снисходительность к ее странностям: ведь не каждому дано так интересно придумывать, так неудержимо фантазировать и так стоять на своем, оберегая свой, придуманный, мир от неверия окружающих. И когда почти весь класс восстает против Насти, разобравшаяся наконец в этом сложном характере учительница просит: дети, не будьте такими жестокими! И вновь в фильме звучит призыв к доброте, к непредвзятости в отношении к шероховатостям в неровностям, неизбежным при формировании сложного характера. Если в первом фильме талантливо, эмоционально поставлен вопрос о священной обязанности каждого помогать товарищу в беде, то во втором очень ясно прочерчена мысль: надо уважать индивидуальность.
Еще один интересный образ, открытый нашим кинематографом,— «Чудак из пятого «Б». Сценарий В. Железников и режиссер И. Фрэз представляют нам положительного героя. Впрочем, когда Бориса (Андрей Войновский) назначают вожатым к первоклассникам, да еще с заданием подготовить их к вступлению в октябрята, класс разражается смехом. Борис чудаковат. Учится средне. Активности особой не проявляет. И назначение вожатым для него беда.
Но вот он пришел в первый класс. Десятки доверчивых глаз устремлены на него. Надо что-то говорить, надо действовать. Он здесь вожатый, старший товарищ и ко всему еще — добрый человек. Об этом его качестве раньше всех догадалась Нина (Роза Агишева), крохотная, правдолюбивая девчушка. Парню надо в воротах стоять, мячи брать, а Нина просит проводить ее до дому: на пути злая собака. Правда, собачонка — чистый заморыш, но и Нина совсем крошка. А потом у нее заболела бабушка. А родители уехали. А она голодная. Как не помочь ей?
И вот Борис начинает понимать, что он необходим этим детям.
А потом случилось вот что: Борису поручили провести в классе урок. Он задал ребятам задачи и тут же подсунул шпаргалку с ответами. И весь класс списал решение, кроме Нины.
Увы, после этого случая Борис не может оставаться вожатым. А в это время весь его первый класс вступает в октябрята. Уже идет торжественная линейка, и пионеры вручают ребятам звездочки. А Борис, как отверженный, прячется где-то на лестнице. И вдруг, вырвав из чьих-то рук свою звездочку, летит к бывшему вожатому Нина и просит, чтобы именно он приколол ей на груди алый знак октябрят.
Фильмы, о которых шла речь, последовательно и очень убедительно доказывают: в детском кинематографе активизировался творческий поиск. И совершенно ясно, что открытия на этом пути предопределены содружеством студий со школой, с комсомолом, с пионерией.
В. СУХАРЕВИЧ.
«Комсомольская правда»