Вчера Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и а связи с шестидесятилетием со дня рождения присвоил писателю Михаилу Афанасьевичу СТЕЛЬМАХУ звание ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА с вручением ему ордена ЛЕНИНА и золотой медали «СЕРП И МОЛОТ».
Все началось с мечты о земле. О ней еще мальчиком слышал он в бедной отцовской хате грустные песни, страшные рассказы о том, как из-за земли брат убивал брата…
В свои молодые годы Михайло Стельмах пахал и сеял, собирал обильные и градом битые урожаи. Позднее стал бригадиром комсомольско-молодежной бригады в родных Дьяковцах на Винничине. Потом в своих книгах Михаил Стельмах не раз будет возвращаться к тем незабываемым годам, когда впервые познал радость труда на земле.
Есть писатели, перед которыми стоит проблема — о чем писать. Перед Михаилом Стельмахом как художником и гражданином такие проблемы никогда не возникали. Романист прекрасно знает жизнь современного села.
После первых поэтических сборников Стельмах, уже я годы Отечественной войны издает книгу новелл «Березовый сок», в послевоенные годы пишет роман-хронику «Большая родня», затем—сценарий фильмов «Кровь людская — не водица», «Дмитрий Горицвет», «Хлеб и соль», дебютирует как драматург.
Герои Михаила Стельмаха — хлеборобы — это люди больших мыслей, высокой культуры. «Мы, крестьяне, все понемногу философы, ибо всю жизнь работаем возле земли, хлеба, меда, солнца»,— говорит Марко Бессмертный из романа «Правда и кривда».
Одной из больших заслуг Михаила Стельмаха перед нашей литературой является то, что он в своих романах не только как художник, но, я бы сказал, и как историк-исследователь раскрыл во всей его сложности характер украинского крестьянина, нарисовал потрясающие картины жизни украинского села, изнывавшего под гнетом царизма («Хлеб и соль»). Романист с глубоким знанием социальной психологии прослеживает драматический процесс рождения нового человека, формирование нового отношения к земле под влиянием революции («Крепь людская — не водица»), а также в условиях социалистического общества («Большая родня», «Правда и кривда», «Дума про тебя»).
Недавно я спросил Михаила Стельмаха, на что он прежде всего обратил бы внимание, если бы ему пришлось писать о самом себе.
— До сих пор из моего детства слышатся мне казацкие песни. И сейчас перед мысленным взором моим — дороги Подолья и на них — преследующие врагов красные казаки. На земле отцов, среди налитой пшеницы и седого жита вижу наших крестьянских мадонн с серпами в руках. Мужество воинское, красота женская и красота родной земли стали для меня теми знаменами, без которых я не представляю своей жизни и своего творчества.
Б. БУРЯК, доктор филологических наук
«Комсомольская правда»