О существовании краеведческого музея в нашем подмосковном городе Красноармейске я знал давно. Но, положа руку на сердце, признаюсь, что для меня он был всего лишь свидетельством неиссякаемой энергии пенсионеров, которым, конечно же, очень дороги воспоминания о былых днях своей молодости. «Чем он может удивить?» — думал я, заходя перед началом киносеанса в музей.
Десяти минут, проведенных там, мне хватило лишь на то, чтобы, мельком взглянув на некоторые экспонаты, покраснеть за свою чрезмерную самоуверенность и пообещать себе открыть еще раз дверь, на которой висит скромно оформленная табличка: «Музей истории фабрики имени Красной Армии и Флота».
Пожелтевшие от времени фотографии, документы.
— Все это действительно очень интересно. — указывает на лежащие перед нами экспонаты секретарь совета музея В. И. Капралов. — История фабрики — это частица истории борьбы пролетариата. — Он показывает документ — хронику боевых выступлений ткачей. Одно из тех выступлений в 1845 году явилось поводом для издания царского указа, запрещавшего повсеместно привлекать к ночным работам детей до 12 лет.
Рабочие до революции жили очень плохо, скажет вам сейчас любой школьник. Плохо…. Передо мной экспонаты, рассказывающие о страшном, диком, нечеловеческом труде и быте вознесенских ткачей,
Живые лица моих земляков глядят на меня из рамок старых фотографий. Как ощутима здесь связь времен. Первый подпольный рабочий кружок. Первые маевки. Первая партячейка. Первый Совет. Продотряд. Добровольцы Великой Отечественной…».
Две тысячи моих земляков ушли на фронт в сорок первом», «Ваш сын…», «Ваш муж…», — читаю я скупые строчки «похоронок». Где-то под Харьковом в сорок третьем погиб Николай Федоров. На клочке отвоеванной земли Гомельщины остался навсегда Анатолий Брейко. В далеком молдавском селе поднялся обелиск над могилой Виктора Фрегатова…
Не только прошлое позволяет утверждать, что наш городок неразрывно связан со всей Страной. Сорок прямых линий разбежались по карте-схеме от Красноармейска к городам Азербайджана и Белоруссии, — Грузии и Украины, Армении и Латвии, ко всем, кто получает ткань, изготовленную нашей фабрикой из узбекского хлопка.
Подлинным открытием стала для меня эта встреча с фабричным музеем.
К. КАМЕНЕВ,
студент факультета журналистики МГУ.