Когда я ложился спать, у меня болело горло и я чувствовал себя совершенно разбитым. Спал я беспокойно. Утром, когда проснулся, я понял, что болен не на шутку. Надо было вызвать врача.
Однако у меня, как у множества мужчин, женщин и детей из 20.638 жителей пригорода Парк-Форест в штате Иллинойс, что в 32 милях к югу от Чикаго, нет домашнего врача и нет особой надежды его найти. В 9 часов утра температура у меня поднялась до 40°, пульс частый, левый и правый бока болели, и я без конца кашлял. Я набрал номер телефона одного ведущего специалиста по внутренним болезням, и мне ответил женский голос, вероятно регистраторши, — состою ли я пациентом д-ра X.? Видите ли, меня несколько раз смотрел его напарник, ответил я, покашливая, намекая на свое состояние. «Сегодня четверг, — сказала она. — Доктор сегодня не принимает… Нет, позвонить ему нельзя». Но она позвонит сама и скажет ему, на что я жалуюсь. Часом позже она сообщила мне по телефону, что доктор распорядился послать мне из аптеки лекарства. Конец недели я провел в кровати, мучимый лихорадкой. В понедельник утром почти при смерти, как мне казалось, я отправился на машине в клинику Чикагского университета, за 28 — миль от дома, чтобы показаться врачу. У меня оказалось двустороннее воспаление легких.
Ники Скотт, сотрудник местной газеты «Репортер», изучавший вопрос о нехватке местных врачей, обратился к шести педиатрам в своем микрорайоне по поводу того, что у его дочери заболело ухо. Четверо из них ответили, что они ни при каких обстоятельствах не могут принять первичного больного. Другие два сказали, что они осмотрят ребенка, но не в этот день. Жена Скотта позвонила десяти терапевтам в своем районе, жалуясь на боли в области живота. Восемь из них ответили, что они не могут принять нового пациента немедленно или вообще не могут принять, а двое сказали, что, возможно, примут ее через две-три недели!
Тот факт, что в США не хватает врачей, коих по всей стране насчитывается более 50.000, не должен удивить никого, кроме Американской медицинской ассоциации, которая всего несколько лет назад обнаружила, что повсюду ощущается нехватка врачей. Медицинские колледжи все еще отказывают в приеме более половине подающих заявления, и если бы не врачи, получившие образование за границей, которые составляют почти 17 процентов наших медиков, нам недоставало бы каждый год еще 3.000 новых врачей. В университетских клиниках постоянно ощущается нехватка более чем 12.000 врачей и стажеров. Без стажеров- иностранцев многие больницы должны были бы закрыться.
Пьер де Виз, известный урбанолог и сотрудник исследовательской программы регионального медицинского обслуживания штата Иллинойс, объясняет, почему врачи так густо селятся на территории между Эванстоном и Лейк-Форестом: «Врачи стремятся выбрать местожительство
в районах с наивысшим личным доходом, с самым высоким престижем».
Я прихожу в уныние по мере того, как де Виз излагает мне некоторые упрямые факты: «Вы живете в рабочем районе, где живут «синие воротнички». Мало надежды на то, что у вас может увеличиться число врачей». Полагаю, что он прав.
Как поступают больные, когда они не могут попасть к доктору? По всей стране пункты скорой помощи при больницах восполняют отсутствие врачебных кабинетов. Люди, лишенные врачебной помощи, обращаются со своими болями в животе, простудой и с корью туда, куда свозят жертв автомобильных катастроф.
Пункт скорой помощи не слишком подходящее место для лечения. В районе Чикаго только одна пятая часть их располагает врачом, работающим за полную ставку, почти половина из них полагается на помощь врачей-добровольцев, оказывающих ее без всякого вознаграждения. Только половина оснащена оборудованием для лечения обычных переломов, снятия швов и гипсовых повязок».
Только семь процентов пунктов способны принимать больных с осложненными переломами.
В течение многих лет пункты первой помощи были местом, куда могли обращаться за врачебной помощью негры и белые бедняки. Но теперь в таких учреждениях, как госпиталь Сент-Джеймс в Чикаго-Хейтс, в приемной пункта первой помощи рядом с бедняками сидят уже и представители среднего класса. Плата за обслуживание в пункте первой помощи составляет по меньшей мере 20 долларов.
Как найти доктора, если вы живете в местности, покинутой врачами? Я задавал этот вопрос многим медикам. Есть способ, который иногда срабатывает: записаться на осмотр к врачу, пока вы еще здоровы, — в этом случае врач включит вас в число своих пациентов. Другой способ, я знаю, это звучит цинично, — покинуть те места, где нет врачей, уехать из маленьких городков, негритянских гетто, рабочих кварталов. Следовать примеру врачей!
Джек СТАР. Журнал «Лука».
(Статья печатается с сокращениями).
«Труд»