Вчера строители треста «Гордорстрой» Главмосинжстроя приступили к смене брусчатки в Кремлевском проезде Красной площади.
БРУСЧАТКА Красной площади. Ее строгий пунктир создавали еще 40 лет назад знаменитые рязанские мостовщики из села Деревенское.
Эти камни помнят и ликование первомайских колонн, и суровую поступь бойцов сорок первого года, они слышали шаги первого космонавта Юрия Гагарина и салют Неизвестному солдату. Через Красную площадь по этим камням проходила сама история нашей страны. Но время неумолимо, и камни, как люди, тоже стареют.
— Пришло время сменить брусчатку на Красной площади,— рассказывает прораб управления № 32 Виталий Петрович Калюжный. — Первый этап работ — в Кремлевском проезде. Он расположен между Историческим музеем и стеной Кремля. Здесь мы предполагаем уложить около двух тысяч квадратных метров черного карельского гранита. В обрамление, на борта тротуара, пойдет розовый гранит из Ново-Даниловского карьера Николаевской области. Под новую брусчатку мы сделаем специальную подушку из бетона, щебня и песка. Это поможет камню легче выдерживать вес боевой техники во время парадов.
Задание очень ответственное, и не случайно мы собрали сюда всех старейших мостовщиков. Некоторые из них работали на Красной площади еще в тридцатые годы. Один из ветеранов — Николай Иванович Федулов вспоминает:
«Тогда здесь гораздо больше наших деревенских работало, чем теперь. Мостить брусчаткой улицы и площади — это, я вам скажу, целое искусство! Например, здесь камень укладывали в битум и засыпали его жженым песком. Это делалось для того, чтобы камни не «мокли», то есть, чтобы вода не просачивалась сквозь щели и трава не вырастала. Наши «старички»: Иван Навалов, Павел Ошкин, Никита и Кузьма Швя-ковы почти всю Москву в свое время замостили. Так что опыта и сноровки им не занимать.
ЭКСКАВАТОР вгрызается в землю. И вдруг в ковше его оказался потемневший деревянный брусок. Это остатки старого трамвайного пути, когда-то проложенного здесь. Еще одна примета времени. А завтра первые бруски черного гранита будут уложены в древнюю кремлевскую, землю.
В. ИЗВЕКОВ.
«Труд»