С МОМЕНТА высадки десанта под Нарвой 14 февраля 1944 года прошло много времени, многое уже сгладилось в памяти. Но я имею несколько фотографий участников десанта, часто гляжу на них и думаю, что некоторые из них должны быть в живых.
Командир нашего батальона Степан Петрович Маслов — уроженец деревни Холое, что на Псковщине. Я с ним встретился в 1942 году осенью в. Кронштадте, куда он прибыл после эвакуации с полуострова Ханко. В это время он был в звании капитана и формировал авиадесантников из матросов кораблей и частей Кронштадтской базы. Изъявил желание пойти в батальон десантников и я.
Мы усиленно готовились к большой операции до 1944 года. Прыгали с парашютом с самолетов, высаживались морским десантом. Ребята были подобраны один к одному.
Я у комбата был тогда связным. Всегда находился около него. В 1944 году в феврале месяце мы на корабле вышли из Кронштадта на Лавенсаари. Там пробыли неделю или побольше. Майор Маслов неоднократно летал на самолете ИЛ-2 в район предполагаемой высадки. Я его всегда провожал на аэродром.
И вот в ночь на 14 февраля мы двинулись под Нарву. На катере МО находились командир С. П. Маслов, начальник штаба А. Молков, писарь старшина 1 статьи Тарасенко, я и приданные командиру радисты (фамилий их не знаю). Когда мы подошли к месту высадки, то левый фланг сильно обстреливался фашистами. Там высаживалась рота под командованием лейтенанта Зосимова.
Справа тоже шла высадка. Третья рота под командованием старшего лейтенанта Кузьменко шла как бы вторым эшелоном.
Майор Маслов приказал командиру катера повернуть к левому флангу в расположение второй роты. В это время я был ранен в правую руку, и командир десанта приказал мне остаться на катере и вернуться обратно в базу. Я видел, как офицеры штаба батальона пошли к берегу по грудь в ледяной воде. С. П. Маслов крикнул: «Сообщи, если будешь жив, жене и детям об этом».
Так мы навсегда расстались с командиром. Потом меня пересадили на бронекатер, который был перегружен убитыми и ранеными. Он сидел на мели, и немцы вели по нему сильный автоматный огонь. Пули ударялись о броню и рикошетили, добивая тех, кто был наверху, на палубе. Немцы подкатили орудия и первым же снарядом попали нам в корму. Тем самым помогли катеру отойти с этой банки или мели. Командир развернул катер и взял курс на Лавенсаари, куда мы пришли уже днем. Там я увидел много раненых и убитых своих товарищей. Раненых погрузили на автобус и увезли в госпиталь. Помню, он располагался в землянке.
Позже я слышал, что командир десанта майор Степан Петрович Маслов подорвал себя гранатой, чтобы не попасть живым в плен к фашистам. Вот и все, что я могу рассказать о командире десанта.
Я готов участвовать в вашем поиске, но у меня сейчас плохое здоровье: я перенес инфаркт.
Вспоминая в эти дни о десанте, даже не могу писать, глаза заливают слезы.
С уважением ко всем друзьям и участникам.
В. П. ЕФРЕМОВ, бывший связной командира батальона.
Газета «Страж Балтики»