ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС О ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ: Отрадна забота партии и правительства о молодом поколении, о тех, кто идет по жизни рядом с ним,— учителях. Хорошо поставленное трудовое воспитание — важная задача всего нашего общества. Я уверена, большинство учителей разделяет это мнение.
В проекте сказано о необходимости преодолеть так называемую процентоманию. По-моему, такое возможно только в среде со здоровым микроклиматом — там, где администрация не «давит», а помогает учителю в работе с теми, кто слаб в учебе, встречается с их родителями. Я рада, что тружусь в таком коллективе. И вместе с гем очень сочувствую коллегам из отдельных школ нашего города, где, знаю, дело обстоит по-иному, где от учителей требуют «высокого процента». Как говорят, вынь да положь. Конечно, проблема эта будет решена до конца только при условии, если органы народного образования не станут в свою очередь «жать» на школы. Тогда никому и не понадобится пускать пыль в глаза. Тогда 3—4 двойки в классе за серьезную контрольную работу, например, по русскому языку (при подавляющем большинстве остальных хороших и отличных оценок) не будут рассматриваться как чуть ли не трагедия и ставиться в укор школе и учителю. Тогда некоторым руководителям станет просто неловко широко приводить в пример тот коллектив, где за ту же работу не получено даже и одной тройки. Ведь в такой «процент» не поверит ни один опытный учитель.
Повысить спрос трудовых коллективов с родителей за изъяны и педоработки в семейном воспитании — вот
что, очевидно, по-настоящему помогло бы нашему просвещению лучше выполнять ответственное поручение партии — готовить юных к жизни и труду.
Но вот стоит ли менять саму структуру общего среднего и профессионального образования? Так ли оправдает себя школа-одиннадцатилетка? Ведь в практику отечественного просвещения ее уже вводили и отказались от нее, как от неперспективной, несостоятельной. Не лучше ли было бы критичнее пересмотреть перегруженные (очень верно отмечено в проекте) учебные программы, переработать учебники, избавив их от схематизма, придав больше практической направленности. Время-то требует не удлинять, а сокращать сроки вступления в трудовую жизнь—путем интенсификации, передовой методики обучения.
Безусловно, пора решать вопрос со средним баллом аттестата при конкурсных экзаменах в вузы. По-моему, нет и не может быть от него существенной пользы. Во-первых, он зависит от уровня требований той школы, где выдавался аттестат. Следовательно, и цена баллу разная. Во-вторых, в погоне за «средним» будущий выпускник поступается глубоким интересом к каким-то любимым предметам, отказывается от серьезной дополнительной работы по ним, где-то к чему-то приспосабливается. Часто такие знания формальны, они скорее видимость, чем реальность. Нет, средний балл не оправдал себя. Для укрепления престижа школы стоило бы повысить роль итоговой оценки по поведению, поднять значение характеристики, выдаваемой выпускнику и постараться сделать это на принципиальных, истино партийных началах. Не будет ли это разумнее?
В проекте очень верно говорится о необходимости серьезного отношения к преподаванию русского языка как языка межнационального общения в нашей стране. Но как быть педагогам старших классов школ, работающих по национальной программе, где предмет идет факультативно? Час в неделю. Не отсюда ли берут начало корни слабой орфографической и пунктуационной грамотности выпускников, низкой речевой культуры. По-моему, это вопрос для размышлений.
«Считать целесообразным укрепить районное звено управления образованием» — это положение проекта, вероятно, стоило бы расширить. Не только райопнос звено нуждается в укреплении. Крайне важен для учителя авторитет представителя органов просвещения — методиста, инспектора и т. д. А ведь и тут рядом с высококвалифицированными, преданными своему делу работниками немало людей случайных, страдающих субъективизмом, не очень подготовленных, у которых слово расходится с делом. Всегда ли вопросы, интересующие педагога, решаются своевременно и компетентно? Управление по шаблону, проверка по шпаргалке, требования по схеме, подчас необоснованные ныводы. И директор, и завуч, и рядовой учитель все еще сталкиваются с этими недоразумениями.
В проекте очень своевременно поднят вопрос: «необходимо увеличить партийную прослойку среди учителей и мастеров производственного обучения». Назревшая мера. Скажем, у нас в школе из 30 стоящих на учете коммунистов больше половины — люди пенсионного или предпенсионного возраста. И хотя они опытные педагоги, прекрасные наставники, труженики, организации очень нужны молодые партийцы с их энергией, свежей инициативой, современным взглядом на многие явления жизни. И прежде всего это мнение самих ветеранов, серьезно думающих о том, кому они доверят славные традиции нашей орденоносной школы, старейшего учебного заведения Северного Кавказа.
Верно, что от научных трудов ученых — педагогов, психологов, дидактов, методистов школа ждет конкретных рекомендаций, учебных пособий и руководств. Однако хочется сказать, что опытный учитель и сам многое знает и может. Но трудно, очень трудно практику добиться публикации собственных многолетних наблюдений, обобщении итогов работы над какой-то большой темой. Кто-то, даже не читая, не вникая в суть работы, откладывает в долгий ящик рукопись, в публикации которой заинтересованы учителя сегодня. Предпочитают «остепененных», обкатанных авторов. Почему, составляя перспективный план издания учебно-методической литературы, на местах так боятся включить в него работу практика? Больше опоры на творчество самого учителя, веры в нас — вот чего хочется пожелать сотрудникам издательств и педагогических научно-исследовательских учреждений. Это тоже, поверьте, вопрос далеко не второстепенный.
Условия для самообразования и совершенствования учителя. Каковы они? В проекте говорится об улучшении обеспечения педагогов политической, научной и художественной литературой. Это своевременная мера. Новые книги, честно говоря, это всегда проблема для учителя.
Элементарный пример. Недавно вышел словарь-справочник «Слитно или раздельно?» Он необходим учителю-словеснику для повседневного пользования, но раздобыть его непросто, приходится приобретать новинку у перекупщиков. Или недавняя подписка на четырехтомный словарь В. И. Даля. Поинтересуйтесь, кто стал счастливым владельцем этого сокровища. Много ли среди них учителей, которые изо дня в день обучают ребят русскому языку и отечественной словесности? Справедливо ли это? А подписка на художественную литературу? Предварительная запись, скрупулезная сверка номеров, тысячные очереди…
Но ведь получи учитель возможность подписаться на произведения большой литературы, она служила бы большей аудитории (учитель — это всегда сотни читателей) и непременно свою функцию выполняла бы еще активнее, еще точнее.
Да, многое в проекте заставляет думать. А вот в разделе «Учитель в советском обществе» каждый пункт вызывает чувство благодарности. Глубоко волнует забота партии о человеке нашей профессии. Такая поддержка ко многому обязывает, придаст силы. И, конечно, учитель не может не стараться сделать все для оправдания тех надежд, которые возлагает на него общество. Впереди у нас большая работа.
В. БЯЗЫРОВА. Учительница русского языка и литературы школы № 5, член ревизионной комиссии Северо-Осетинского обкома КПСС, г. Орджоникидзе.
Газета «Правда»
Дату считать правильной: 18.01.1984