ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС О ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ: Знаю многих энтузиастов работающих в межшкольных учебно-производственных комбинатах, отдающих все силы и знания трудовому становлению школьников. Но, к сожалению, немало среди моих коллег, уважаемых педагогов, и таких, которые скептически относятся к УИК.
Теперь, обсуждая проект ЦК КПСС о реформе школы, пора объективно оценить роль и значение комбинатов профессий с тем, чтобы утерять опыта, накопленного этими сравнительно молодыми учебными заведениями, которые могут немало сделать для профессионального образования школьников. Свидетельство тому, наша работа.
Мы предлагаем ребятам на выбор восемнадцать профессий. После начальной подготовки в учебных цехах наши питомцы приступают к работе непосредственно на базовых предприятиях. Вместе с кадровыми рабочими они участвуют в выпуске электрических и механических будильников на 2-м Московском часовом заводе, собирают карбюраторы и стартеры на 6-м Авторемзаводе, передают и принимают телеграммы на Центральном телеграфе и Главпочтампе, на строительных объектах ремстройтреста настилают полы и выкладывают плиткой стены, торгуют за прилавками магазинов магазинов промышленными и продуктовыми товарами, брошуруют книги в издательстве «Известия», не чураются чёрной работы в детских садах, отделениях клинической больницы им. Боткина. И делают своё дело по-настоящему. Так, отряд строитслей под руководством мастера производственного обучения С. Рыскина минувшим летом произвёл настилку полов в здании 32-й поликлиники по высшему классу качества. Таково заключение авторитетной комиссии. Назову только два изделия со Знаком качества, которые выпускают юныеюные монтажники электромеханических и радиотехнических приборов и систем, — радионабор «Юность» и электробритва «Эра-100».
Включение школьников в производительный труд <……..> позволяет организовать между ними действенное соревнование, привить вкус к техническому творчеству. Когда слесарь по ремонту электрооборудования автомобилей десятиклассник 39-й школы Андрей Малинкович предложил схему прибора для проверки вакуумных регуляторов, на помощь ему пришли сверстники: токари и фрезеровщики, изготовили по чертежам автора механические детали, и через месяц прибор появился в электро-цехе б-го Авторемзавода. От заявки до внедрения рацпредложения — 30 дней. Срок, которому могут позавидовать и опытные заводские рационализаторы.
Практика доказала: выпускники нашего комбината, приходя после школы на базовое предприятие, способны сразу приступить к работе. Они готовы к ней. И не только формально, имея квалификационный разряд по специальности, обладая опытом двухгодичной учебы на производстве.
Почему же все-таки к возможностям УПК продолжают нередко относиться с сомнением и недоверием? Причин здесь несколько. Прежде всего питомцы ряда комбинатов «работают» только в учебных цехах, лишь периодически посещая базовое предприятие. А ведь отсутствие общения с заводским рабочим коллективом — серьезнейший пробел трудового воспитания.
К тому же нормальные отношения с заказчиками кадров складываются далеко не всегда. На одних предприятиях нашшх учащихся встречают хпебом-солью, на других же их считают каа «нежелательную нагрузку». «Думается, многое здесь зависит от хозяйственного руководства и партиийных организаций. Скажем, состояние дел на комбинате систематически рассматривается на зассданиях парткома 2-го Московского часового завода. Постоянно вникает в наши нужды начальник Центрального телеграфа В. Кургузов, частый гость на учебном участке металлообработки и на родительских собраниях заместитель директора Московского машиностроительного завода «Знамя труда» В. Виноградов.
<……..> Понятно, что на этих предприятиях и ребята находят достойный прием, и мастера ответственно относятся к ним.
Но главное, по-видимому, в том, что в «Положении об УПК» имеется ряд упущений и недоработок. Оно носит односторонний характер: практически рукововодствуемся им лишь мы, педагоги комбинатов. И обвинить базовые организации в том, что «Положение» не стало для них настольным документом, трудно. Документ издан приложением к приказу министра просвещения СССР, следовательно, для производственников носит необязательней характер, да и не даст ответов на многие важные вопросы. Как, например, оплатить труд учащихся во время летней производственной практики, не перерасходовав фонда заработной платы предприятия? Или по какой статье финансового плана провести расходы на организацию городского конкурса «Лучший по профессии»? А не так давно ревизоры финансового отдела предложили строительной организации отзывать на «основную работу» раз в неделю мастеров производственного обучения на том основании, что они имели нагрузку только четыре дня. Исходили они из того, что недельная нагрузка должна соответствовать 41 часу. — И теперь у мастеров строительного профиля нет времени на методическую подготовку к занятиям.
Роль мастера производственного обучения явно принижена по сравнению с его коллегами — учителями общеобразовательной школы. Считается, что он должен научить своих питомцев лишь… профессиональным навыкам. Но он же не столько «предметник», сколько рабочий наставник, воспитатель! Допустимо ли столь формально разрывать единство учебно-воспитательного процесса? В результате же Мастера лишены времени для методической подготовки, им не полагаются дополнительные отпуска, нельзя их представить на звание заслуженного учителя, как это делается в системе профтехобразования. Не удается и стимулировать их материально, как, скажем, в ПТУ.
Желательно поэтому было бы дополнить пункт 21 проекта ЦК КПСС следующим образом: «Поднять роль и значение учебно-производственных комбинатов в трудовой подготовке школьников. Разработать и утвердить новое «Положение об УПК», в котором необходимо проблемно сформулировать педагогические задачи по трудовому воспитанию подрастающего поколения. Законодательно закрепить обязанности базовых предприятий по отношению к УПК. Поднять статус мастера производственного обучения до учителя общеобразовательной школы».
Серьезного упрека УПК заслуживают, пожалуй, за то, что только часть их выпускников идет работать и учиться по специальности. Так, по нашему комбинату эта цифра составляет 40 процентов, а в среднем по стране гораздо ниже. Можно было бы добиться большего, если бы мы имели соответствующее нашим потребностям научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. К сожалению, для трудового обучения оно отработано значительно слабее, чем для гуманитарных и естественных курсов средних школ.
Так, из двухсот с лишним профилей обучения в УПК лишь для 19 имеются утвержденные Минпросом СССР учебные программы. Но даже и для тех нет ни одного учебника, отвечающего их требованиям. Приходится пользоваться изданиями для ПТУ или устаревшими школьными учебниками. Но те рассчитаны на совсем иное построение занятий.
Нужно, чтобы НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР дал нам наконец конкретные рекомендации, как строить практические занятия в зависимости от специфики обучения профессии, причем рекомендации, доступные пониманию наставников-мастеров. Ведь пока большинству из них приходится интуитивно искать «подходы» к своим ученикам. Дельные советы ученых важны потому, что не комбинаты все-таки выбирают номенклатуру изделий базового предприятия, а номенклатура диктует способ построения учебного процесса.
Проектом ЦК КПСС предусматривается значительное увеличение времени для трудового обучения и общественно полезного производительного труда школьников. Накопление необходимых навыков становится приемственным: в начальной школе дети будут приобретать элементарные приемы ручной работы, потом в V—IX классах пройдут более основательную подготовку, научатся обрабатывать дерево и металл, познакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамоты. После этого наступает специализация в профессии.
Опыт не только нашего, но и других комбинатов доказал Целесообразность начинать подобную специализацию с нынешнего восьмого, а в пересчете на новые сроки обучения — девятого класса. Во-первых, после годичного обучения в УПК подростки более сознательно выбирают себе профессию, принимают решение о поступлении в то или иное среднее профтехучилище. Те же, кто не оставит школу, смогут с реальной отдачей работать на базовом предприятии, которое заранее будет рассчитывать и планировать их участие на производстве. Наконец, квалификационные разряды по специальности обретают за три года обучения реальную весомость.
Вот почему в пункт 20 проекта ЦК КПСС следовало бы, по нашему мнению, включить положение: «По желанию учащихся их трудовая специализация начинается с IX класса на базе учебно- производственных комбинатов с учетом потребностей в массовых профессиях данного региона».
Опыт лучших учебно-производственных комбинатов доказал, что они могут готовить к сознательному производительному труду практически каждого выпускника школы. Добиться этого повсеместно — одна из задач предстоящей реформы школы.
Д. КОВАЛЕРЧУК.
Директор межшкольного учебно-производственного комбината Фрунзенского района.
г. Москва.
Газета «Правда»
Считать правильной дату: 14.01.1984